Фигаро здесь, Фигаро там!




Цит. по: Лыкова И. Владимир Гиляровский – родственник Фандорина? С.68-75.



Внимательные читатели замечают немало пересечений между столетней давности репортажами легендарного Владимира Гиляровского и сюжетами фантастически популярного ныне Бориса Акунина. К примеру, действие романа «Любовник смерти» происходит на Хитровке (в начале XX века - разбойничий московский район, своеобразное «государство в государстве»). А главным летописцем Хитровки был журналист Гиляровский. Мало того, даже в самом Гиляе, бывает, находят черты, сходные с сыщиком Фандориным...

Журналист Владимир Гиляровский (друзья предпочитали называть его гимназическим прозвищем Гиляй) на всю Москву славился двумя особенностями: великой силой и какой-то детской озорной шкодливостью. Редактор Дорошевич описывал знакомство с Гиляровским так: сидит он, Дорошевич (человек внушительного роста и веса), за собственным столом в редакции, и тут его кто-то сзади поднимает в воздух вместе с креслом. И басит: «Не бойся, сейчас тебя поставлю! Будем знакомы, я Гиляровский».

Как-то, выйдя из ресторана с большой компанией, бедовый репортер ухватился одной рукой за фонарь, а другой – за извозчичью пролетку, и лошадь не смогла сдвинуться с места. На открытии выставки «Ослиный хвост» Гиляровский походил-походил, покрякал, глядя на модернистские полотна под названиями вроде «Голубое в зеленом», а потом подкрался к одной картине и перевесил ее вверх ногами. И потом каждый день заходил посмотреть, не исправил ли кто «кощунства». Иногда встречал у картины автора. Но даже тот до конца выставки так ничего и не заметил.

Иной раз шуточки выходили не слишком добрыми. Как-то Гиляровского попросили переслать в волость документы на паспорт популярного, но по сути бездарного актера Белова. И Гиляй в графе «особые приметы» взял да и приписал: «Плохо играет Гамлета». В новом паспорте особые приметы были аккуратно зафиксированы. Артист Белов плакал. И с ним вместе – раскаивающийся Гиляровский, человек хоть и озорной, но удивительно добрый и отзывчивый.

Это тоже было страстью Гиляровского – сочувствовать. «Любить человечество легко, трудно любить одного человека, тут нужно много силы, внимания, заботы, времени и, наконец, денег», – утверждал он. К примеру...



Интереснейшие заметки о Гиляровском, фотоархивы и многое другое Вы можете посмотреть здесь >>>

@темы: Persona grata