Храм впервые упомянут в летописных сообщениях 1612 года о ходе сражения русских ополченцев с войсками Хоткевича, когда острожек, "что был у Климента Папы Римского", был отбит у неприятеля. Это был поворотный момент борьбы ополчения с польско-литовской интервенцией. Храм Климента был тогда деревянным.
В 1662 г. думный дьяк Александр Степанович Дуров соорудил новый с престолами иконы Божией Матери "Знамение", святого. Николая и священномученика. Климента. Дьяк Александр Дуров состоял при царе Михаиле Федоровиче, был оклеветан в 1636 г. и осужден на смертную казнь, спасла его икона Знамения, взятая в тюрьму. В память об этом Дуров и отстроил церковь. Постройка храма отмечена в Ружных книгах, с тех пор храм упоминается то под одним, то под другим наименованием, но как одна церковь (вероятно, церковь Знамения была придельной, но не сообщавшейся непосредственно с главной).
В 1720 г. на средства купца первой гильдии Ивана Комленихина храм перестраивается. 1756-58 гг. к храму были пристроены существующие трапезная и трехъярусная колокольня. Эти скромные сооружения, автором которых считается А.П. Евлашев, соответствовали масштабу старой церкви. Они вполне традиционны для московской архитектуры середины XVII века. 17 мая 1762 г. прихожане просили разрешения сломать Знаменский храм с Никольским приделом и выстроить новый пятипрестольный. Средства и на трапезную с колокольней, и на сам храм дал табачный и винный откупщик, коллежский асессор Кузьма Матвеевич Матвеев, живший в этом приходе. К 1769 году и возникло существующее здание с главным престолом Спаса Преображения.
По последним предположениям исследователей он построен московским зодчим (возможно И.Я. Яковлевым) по проекту петербургского архитектора (возможно П.А. Трезини). Ранее существовала версия об авторстве архитектора К.И. Бланка.
1862 году "Московские ведомости" рассказали о любопытной находке: в г. Верхнеуральске Оренбургской губернии был обнаружен рукописный сборник XVIII в. со "Сказанием о церкви Преображения между Пятницкою и Ордынкою, паки рекомой Климентовской". В нем рассказывалось, что в последние годы царствования Анны Иоановны в приходе церкви Климента стояли палаты боярские Алексея Петровича Бестужева-Рюмина. Старый храм быстро ветшал, и его настоятель-старик просил боярина о помощи, которой тот не давал, покуда не взошла на престол императрица Елизавета Петровна. Она распорядилась в слободе Преображенского полка в Петербурге - полк первым присягнул ей на верность - соорудить церковь Преображения с приделом в честь Климента папы Римского: восшествие на престол императрицы совпало с днем памяти этого святого. Участвовавший в перевороте Бестужев решил последовать примеру императрицы - и тут существование московского Климента оказалось весьма кстати. Бестужев выделил 70 тыс. рублей. К лету 1742 г. старый храм разобрали, и состоялась торжественная закладка нового: он должен был быть по примеру петербургского во имя Преображения с приделом Климента. Пятью годами позже церковь Климента в основном была закончена. Рукопись оканчивалась датой: 12 августа 1754 г. Вероятно, проект был заказан тому же архитектору, что строил одноименную церковь в Петербурге - Пьетро Трезини, крестнику Петра I. С возвышением Бестужев охладел к постройке, и она не была завершена. К ней он вернулся в связи со своей опалой в 1758 г. и высылкой в подмосковную деревню. С воцарением Екатерины II Бестужев вернулся в Петербург и вновь забросил строительство, церковь была достроена в 1774 г. уже после его смерти.
Все справочники говорят, что с 1758 г. церковь строилась "иждивением коллежского асессора Космы Матвеева", владевшего домом в Климентовском приходе. Это произошло потому, что во время опалы Бестужев вынужден был производить строительство через подставное лицо, не имея права действовать сам, - этим лицом и стал служивший ранее в ведомстве Бестужева - "иностранной части" - Козьма Матвеев.
Как отмечал академик Игорь Грабарь, "по своему облику храм выпадает из круга московских памятников данного периода, будучи наделен скорее чертами петербургской архитектуры, но архитектуры высокого стиля, притом не имеющей прямой аналогии с творчеством ведущих мастеров Петербурга".
В 1900 г. храм был богато обновлен на средства Е.С. Ляминой, древний семиярусный иконостас и вся утварь вновь вызолочены, позолочены и главы.
Реставрация обошлась около 100 тыс. руб.
Храм еще раз обновлялся в 1902 г.
В начале 1930-х коммунистические власти устроили травлю храма Климента: грабили, обкладывая постоянно возрастающими налогами, арестовывали священников, в 1932 году стали разрушать ограду. Храм был закрыт в 1933 году. Известна судьба последнего настоятеля протоирея Михаила Галунова. После войны он вернулся в Москву и поселился… в Климентовской колокольне. Два пролета колокольни, забранные тесом с прорезанными в нем окошками - подзоры занавесок, серая вата между рамами, сизая герань - смотрелись каким-то старым замоскворецким особняком.
Здание было передано Библиотеке им. Ленина под фондохранилище, иконостас и частично внутреннее убранство не были окончательно уничтожены.
В 1957 г. при расширении Климентовского переулка ограда храма была перенесена почти вплотную к зданию. С востока, где ограда полностью уничтожена, долго находился безобразивший окрестность грязный домик отхожего места. После неоднократных жалоб населения с просьбой убрать эту пакость отсюда, его действительно снесли… и на этом месте создали куда больший по размерам подземный каменный сортир, существовавший до 80-х годов.
Внутри для хранения книг были настроены этажами стеллажи, иконостас постепенно разрушался. Внешне церковь ремонтировалась в 1970-е гг., но при этом оставался почему-то нетронутым нижний этаж.
В 1990 году исполком Моссовета по просьбе Святейшего Патриарха Алексия II вернул храм верующим.


О священномученике Клименте


читать дальше

По материалам «Вестника Замоскворечья»