• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
00:22 

Москва 60-х

Обходя разложенные грабли, ты теряешь драгоценный опыт


Манежная площадь. Гостиница «Москва»




Плавательный бассейн «Москва»



Площадь Свердлова. Большой театр Союза ССР



Взято отсюда. Там есть еще:)

@темы: Фотографии, Улицы Москвы, Архитектура Москвы

16:39 

Мост Лейтенанта Шмидта снова станет Благовещенским - С.Пб.

Источник@

"Топономическая комиссия Петербурга, добивающаяся переименования моста лейтенанта Шмидта в течение уже девяти лет, наконец, дождалась своего часа - историческое название первому в городе постоянному разводному мосту через Неву будет возвращено.

Сие торжественное событие произойдет 15 августа - на церемонии открытия моста после его реставрации.

"С 1998 года мы пытались добиться того, чтобы мосту вернули историческое название. Однако все не было повода, чтобы это сделать. Сейчас этот повод есть - мост открывается после реконструкции и он будет переименован в Благовещенский", - сообщил Санкт-Петербург.ру по телефону 1-й заместитель председателя Топонимической комиссии Петербурге Андрей Зонин.

По мнению Андрея Сергеевича, Петербургу неприятно, что его название постоянно меняют - то Петроград, то Ленинград... Да и улицы тоже мало это терпят. (Прим. А что приятно жителям, интересно, кого-нибудь интересует?)
"Каждое название в нашем городе - это часть истории. Нужно беречь топонимы (наименования) для истории города", - заявил Зонин.

Благовещенский мост был построен еще во времена Николая I. Его назвали так, потому что на нынешней площади Труда, ранее Благовещенской, стоял Благовещенский собор, который был взорван в советские времена. После смерти исператора Николая мост переименовали в Николаевский.

Сейчас старейший разводной мост Петербурга практически готов к эксплуатации - осталось лишь уложить верхнюю часть асфальта и провести работы по металлодекору.

Следующим шагом Топономической комиссии станет переименование 10 Советских улиц в Петербурге. Документы с предложением вернуть им исторические названия уже переданы губернатору города."

@темы: Городские новости

10:48 

Выставка работ Микеланджело в Эрмитаже

S.R.
Фигаро здесь, Фигаро там!
Во вторник 17 июля в Эрмитаже открылась выставка работ Микеланджело. В число демонстрируемых работ вошла знаменитая скульптура Давида-Аполлона, специально привезенная из Музея Барджелло во Флоренции.

Кроме Аполлона в экспозицию включены фотографии других архитектурных творений мастера, сделанные известным итальянским фотографом Аурелио Амендола.

@темы: Музеи выставки, Городские новости

17:49 

Казанский собор, С.-Пб.

S.R.
Фигаро здесь, Фигаро там!
Закладка Казанского собора состоялась 27 августа 1801 года. До этого на участке около Невского проспекта стояла небольшая каменная церковь Рождества Богородицы, построенная в 1733-1737 годах по проекту архитектора М. Г. Земцова. В ней хранилась чудотворная икона Казанской Божьей Матери (а точнее, список с нее), привезенная из Москвы в Петербург по приказу Петра Великого.

Древний чудотворный список с нее был любимой иконой Царского дома Романовых. Первообраз этой иконы, явленный в Казани в 1579 г. и находившийся в ополчении Минина и Пожарского в 1612 г., был утрачен (похищен из Казанского монастыря) в начале XX в. и следы его теряются где-то за пределами России. Но по преданию, список, сделанный с нее еще во времена Ивана Грозного и принадлежавший Романовым, почитался не менее первообраза. До 1710 г. икона эта находилась в Москве, а затем повелением Петра I была доставлена в Петербург. После непродолжительного пребывания в небольшой часовне на Петербургской стороне, она была помещена в 1737 г. в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте, построенную незадолго до этого видным архитектором М.Г.Земцовым. По имени перенесенной в него иконы церковь стали называть Казанским собором.

С этого времени в Казанском соборе или церкви Рождества Богородицы, совершались не только обычные службы, но и архиерейские богослужения, а также бракосочетания лиц царствующей династии. Собор фактически начал играть роль кафедрального. 3 июля 1738 г. в Казанском соборе было совершено "законобрачное сочетание Ея Высочества благоверныя Государыни принцессы Анны (Леопольдовны) с его светлостью принцем Антоном Ульрихом, герцогом Брауншвейг-Люнебургским, со утвержденною по церемониалу церемонией".

С Казанским собором связано одно из важнейших событий русской истории XVII в. - приход к власти Екатерины II в 1762 г. Согласно сообщению датского посланника барона фон Ассебурга: "Ее Величество приехала в столицу около шести часов... приняла от гвардии присягу в верности и в 8 часов утра прибыла к Казанскому собору в сопровождении четырех полков... Панин в приготовленной на улице карете привез Великого Князя (Павла Петровича) в собор, а оттуда, ее Величество последовала в новый дворец... Затем Императрица велела Синоду и Сенату собраться в деревянном дворце и сама туда отправилась с Великим Князем; в церкви этого дворца Сенат, Синод и все вельможи, бывшие налицо, присягнули ей".

Нередко в Казанском соборе праздновались крупные события: заключение мира, военные победы.

В ризнице Казанского собора хранились серебряные с позолотой венцы, под которыми в 1773 г. венчался будущий император Павел I с принцессой Гессен-Дармштадтской, при святом миропомазании нареченной Великой Княгиней Наталией Алексеевной.

Автор Veta.К концу XVIII в. население Петербурга значительно возросло, и храм, рассчитанный на сравнительно небольшое число прихожан, стал тесен. В записках французского путешественника аббата Жоржеля указывается: "Она не велика и недостаточно поместительна". В то же время в заметках Жоржеля подчеркивается богатство и роскошь Казанского собора: "Казанский собор очень богато украшен: государи щедро одаряли его драгоценностями. В торжественные дни я видел там более тысячи горящих свечей, кроме множества зажженных лампад из золота или серебра, которые пылают перед алтарем".

Еще в 1781 г. Великий Князь Павел Петрович отправился путешествовать по Европе. Из европейских городов ему особенно понравился Рим, а в нем - собор святого Петра. Величие и художественная отделка храма, возведенного в XVI в. Микель-Анджело Буонаротти, великолепие колоннады Бернини привело его в восторг. Он выразил своим спутникам пожелание, чтобы "архиепископ московский в таковой церкви служил". К этой мысли он вернулся, став императором. Но теперь идея создания храма, подобному римскому, приобретает иные очертания. Местом его строительства должен стать Петербург.

Храм должен быть посвящен Казанской иконе Божией Матери и находиться на Невском проспекте на месте храма Рождества Богородицы. Была создана комиссия по строительству собора, возглавляемая Президентом Академии художеств графом А.С.Строгановым, на рассмотрение которого было представлено несколько проектов. В 1800 г. Павел I утвердил проект А.Н.Воронихина, бывшего крепостного графа Строганова.

Проект Воронихина действительно имел некоторое внешнее сходство с собором святого Петра в Риме, что выразилось в создание обращенной к Невскому проспекту колоннады. Однако она отнюдь не копирует колоннаду Бернини. Римская колоннада является самостоятельным сооружением и была сооружена значительно позднее самого храма. Колоннада Воронихина органически связана с самим зданием и являет вместе с ними единое целое. Два мощных крыла, широко размахнувшись, образуют огромный полукруг, к которому подступает площадь, отделяющая Казанский собор от Невского проспекта. Между крыльями расположен портик коринфского ордера, состоящий из двадцати колонн и увенчанный треугольным фронтоном. Такой же портик расположен и с южной стороны, где по плану Воронихина предполагалось также возвести колоннаду. Но из-за финансовых затруднений этот проект не был реализован.

Читать далее >>>

Источник@

@темы: Архитектура Петербурга

17:54 

Москва в фотографиях

S.R.
Фигаро здесь, Фигаро там!
От авторов:
Сайт посвящен городу Москве. С его помощью Вы можете познакомиться с некоторыми достопримечательностями Москвы или совершить виртуальную прогулку по городу. На сайте представлено более 490 фотографий Москвы.

Комплекс зданий Правительства Москвы. Новоарбатский мост. Впереди - улица Новый Арбат. 

Раздел Прогулки по Москве позволяет совершать виртуальные прогулки по городу.
Раздел Виды Москвы - тематические галереи содержит наборы фотографий, сгруппированных по некоторой тематике. Все фотографии этого раздела относятся к новому образцу публикуемых изображений, и многие из них, надеемся порадуют любителей фотографий в стиле "архитектурный гламур".
Раздел Объекты содержит перечисление основных достопримечательностей, фотографии которых имеются на сайте.

@темы: Фотографии

16:26 

Посчитать и построить!

S.R.
Фигаро здесь, Фигаро там!
Это одна из главных целей тех, кто создает опросы.
Главное, чтобы сделано это было интересно и содержательно.

Журнал "Афиша" опросил москвичей по самым разным тематикам:
от того, какие книжные магазины Москвы считать лучшими, до
того, где можно вкусно позавтракать, приобщиться к культуре
(читайте, посетить самый интересный спектакль), постоять в пробке и т.д.

Для примера, промышленный альпинист делится своими знаниями о том, где
можно увидеть 6 лучших видов города с высоты птичьего полета:


Москва-река с высоты

1. Со здания «Газпрома»: 140 метров высоты и вид на Новые Черемушки.

2. С крыши «Кантри-парка» в Химках. Это возле МКАД, высота — метров 100, вся Москва в масштабе.

3. С «Президент-отеля». Там высоты метров 60, зато видна вся река.

4. С библиотеки МГУ. Здание метров 60-70, тут вид на территорию МГУ и Ленинские горы.

5. Со здания ТНК. 50-метровое здание на Арбате, весь центр виден.

6. Со здания таможни у Ленинградского вокзала. Вид на Комсомольскую площадь и три вокзала.


Постоянная рубрика журнала "Афиша" - "Москвичи свой выбор сделали".
Клик!

@темы: Точка зрения

12:25 

Гороховая улица. С-Пб.

Источник@


Гороховая улица у Адмиралтейства. Фото К. К. Буллы. 1890-е гг.


Гороховая улица пролегает между Адмиралтейским и Загородным проспектами, пересекает р. Мойку (Красный мост), кан. Грибоедова (Каменный мост), р. Фонтанку (Семеновский мост).
Улица неоднократно меняла свое название: с кон. 1730-х гг. до сер. 18 в. она именовалась Средней проспективной ул.; во 2-й пол. 18 в. получила название Адмиралтейской перспективы, далее - Семеновская перспектива (по л.-гв. Семеновскому полку);
с 1770-х гг. до 1918 - Гороховая ул. (по фам. домовладельца), в 1918-27 Комиссаровская ул. (по располагавшимся в д. 2 ВЧК и ПетроЧК); в 1927-91 - ул. Дзержинского (в память Ф. Э. Дзержинского).

Проложена в 1730-х гг. по проекту Комиссии о С.-Петерб. строении как средний луч между современными Вознесенским и Невским проспектами, ориентирована на шпиль башни Главного Адмиралтейства. Отсюда и возникли два изначальных названия.
Является одной из главных магистралей Петербурга, начинавшейся от Б. Морской ул. (более широкий участок от совр. Адмиралтейского просп. проложен в 1760-х гг. по проекту Комиссии о каменном строении СПб. и Москвы).


"Гороховая улица у Красного моста через Мойку". Акварель неизвестного художника. 1820-е гг.


Осн. застройка приходится на кон.18 - нач. 20 вв.
На Гороховой жили: в д. 4 - балерина А. Я. Ваганова, в д. 54 - архитектор В. П. Стасов и его сын искусствовед В. В. Стасов, в д. 61 - мореплаватель Ю. Ф. Лисянский (1809-12), в д. 64 в 1916 г. проживал Григорий Распутин.

@темы: Улицы Петербурга

12:02 

На лицах сфинксов отблески воды...

На высоких гранитных постаментах покоятся над Невою сфинксы. Изо всех памятников, которые только есть в Росии, они — самые древние. Около трех с половиной тысяч лет этим сфинксам! Молчаливо лежат они над убегающими волнами, словно хранят их вековую тайну.

Когда-то давно-давно стояли они в Древнем Египте. Аменхотеп III, фараон XVIII династии, живший в 1419 — 1383 годах до нашей эры, повелел высечь их из сиенита. Сфинкс — сильный, как лев, и умный, как человек, герой древнегреческих мифов. Но эти два изображали самого Аменхотепа, были выбиты с его лицом, несли на себе двойные короны Верхнего и Нижнего Египта, да и если прочесть расшифрованные учеными иероглифы на памятнике, то получится: "Сын Ра, Аменхотеп, правитель Фив, строитель памятников, восходящих до неба, подобно четырем столпам, несущим небесный свод".

В древних Фивах они стояли на аллее сфинксов, ведущих к дворцу Аменхотепа III. Проплывали над ними годы, складывались в века, тысячелетия, засыпали памятники песком.

Сфинксы Аменхотепа III
из Ком эль-Хеттан




г. Санкт-Петербург,
Университетская набережная.
Розовый гранит.
Высота 3,73 м., длина 4,90 м.
XVIII династия, 14 в. до н. э.



Фото с сайта "Ассоциация по изучению Др.Египта"


Откопал их в 1820 году грек Яни. Был он археологом, жил в Египте, хорошо знал историю этой страны. Правда, раскопки стоили очень дорого, Яни вынужден был занять деньги у английского консула в Египте Сольта. Но за это и отдать ему большую часть находок.

Сольт понимал, что в его руках оказались большие ценности, которые можно выгодно продать. Одного из сфинксов он направил в устье Нила, в Александрию. Там-то и встретился с ним двадцатилетний русский офицер Андрей Николаевич Муравьев. Во время русско-турецкой войны 1828 — 1829 годов он служил при генерале Дибиче, а после заключения мира решил отправиться в путешествие и в Египте встретился со сфинксами.

Сфинксы поразили его. Восхищенный Муравьев тут же написал письмо русскому послу в Константинополе графу Рибопьеру, уговаривая его приобрести памятники для России. Об этом было доложено Николаю I. Император согласился.

Но тут же у Муравьева оказался и конкурент: знаменитый французский египтолог Шамполион. Он тоже писал в Париж, прося приобрести сфинксов для Франции. Ему даже удалось выторговать их за 100000 франков. Борьба за сфинксов между двумя державами закончилась тем, что они все же были куплены Россией за 62000 рублей.

Для перевозки каменных истуканов в Петербург царское правительство зафрахтовало итальянский парусный корабль "Буэна Сперанца", что в переводе означало "Добрая надежда". Оба сфинкса весили 46 тонн. Для их погрузки на корабль пришлось соорудить специальную пристань с подъемным краном. На корабле выпилили часть палубы и межлалубные перекрытия. С величайшей осторожностью сфинксы отправились с берегов Нила к берегам Невы.

Плавание продолжалось целый год. Лишь в 1832 году прибыли они в Петербург и поселились во дворе Академии художеств.

Два года архитектор К. А. Тон сооружал для них пристань напротив Академии. Наконец, в апреле 1834 года сфинксов установили на высокие гранитные пьедесталы. На каждом из пьедесталов была высечена надпись: "Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град святого Петра в 1832 году".

Сфинксы стали неразрывной частью Санкт-Петербурга. Их многократно рисовали художники, сотни строк стихов сложили о них поэты. Без них уже трудно представить себе город, стоящий над Невою.
Источник@

И вторая история про сфинксов:

14 в. до н. э. «фараон-Солнце» Аменхотеп III воздвиг перед своим грандиозным заупокойным храмом в Ком эль-Хеттан на западном берегу Нила в Фивах гранитных сфинксов поразительного совершенства. Прошли тысячелетия. Храм был разрушен временем и вандалами, сфинксы были занесены многометровой толщей песка, и лишь в 1828 году предприимчивый александрийский грек Джованни Атанази, торговец мумиями и другими древностями, откопал их. Один из сфинксов был во время разлива Нила на пальмовых плотах отправлен в Александрию для продажи, попав в руки английского консула Г. Солта. В это время в древнюю столицу средиземноморья прибыл А. Н. Муравьев — молодой офицер, участник русско-турецкой войны 1828 — 1829 годов. Узнав, что Солт продает сфинксы, Муравьев решил добиться, чтобы их приобрела Россия. Он сообщил об этом русскому послу и приложил к письму рисунок сфинкса. Посол отправил письмо Муравьева Николаю I, тот же отослал его в Академию художеств с запросом, «полезно ли будет сие приобретение?» На это Академия художеств ответила положительно.

Было решено перед зданием Академии художеств построить большую гранитную пристань, а по обеим ее сторонам поставить на пьедесталах египетские сфинксы. Пока шла переписка, владелец восхитительных скульптур поспешил перепродать их французскому правительству, которое намеревалось украсить ими Париж. Казалось, судьбы сфинксов и России так и не пересекутся, однако в 1830 году во Франции вспыхнула революция. Сфинксы в итоге были проданы России за 40 000 рублей.

Гигантские изображения «не хотели» покидать родину. Первый сфинкс порвал тросы, на которых он висел над палубой корабля и рухнул на палубу, разбив в щепки мачту и борт. Лопнувшие канаты навсегда оставили глубокий «шрам» на лице сфинкса. Целый год «Буэна Сперанца» с драгоценным грузом бороздила морские воды и в 1832 году бросила якорь у берегов Невы. В апреле 1834 года они были установлены там, где стоят и поныне, а спустя девять лет на их пьедесталах была высечена надпись, известная сейчас многим: «Сфинкс из древних Фив, в Египте, перевезен в град Святого Петра в 1832 году».

Сфинксы Аменхотепа III в Санкт-Петербурге можно по праву назвать лучшими памятниками египетской колоссальной скульптуры, находящимися за пределами АРЕ. Поражает как монументальность статуй, так и прекрасная моделировка лиц и тел, превосходная полировка поверхности камня, особенно хорошо выполненная на лицах сфинксов. Меж лап статуй и по периметру их постаментов высечена парадная царская титулатура Аменхотепа III. Вероятно, сфинксы из Ком эль-Хеттан, были выполнены в скульптурной мастерской знаменитого художника Аменхотепа сына Хапу, возглавлявшего царские строительные работы по всей стране; по характеру отделки и общему уровню мастерства к памятникам приближается колоссальная голова Аменхотепа III из собрания Музея египетского искусства в Луксоре и голова статуи царя из собрания Музея в Кливленде.

Петербургские сфинксы уникальны как по качеству исполнения, так и по своей иконографии. Царь в облике сфинкса изображен как одно из воплощений солнечного божества, на его плечах — широкое ожерелье усех, на голове — парадный царский платок клафт и па-схемти, корона Верхнего и Нижнего Египта. К сожалению, короны наиболее пострадали от времени и в 19 в. были скреплены металлическими штырями, которые, постепенно покрываясь коррозией, разрушали гранит. Сфинксы, иконографически близкие к петербургским, однако сильно уступающие им в отделке и моделировке, были установлены при Рамсесе II перед храмовым комплексом в Вади эс-Себуа, в Нубии.

В 2002 году впервые за всю историю памятников был осуществлен уникальный полноценный научный проект по реставрации сфинксов, в результате которого удалось очистить памятники, получить объективную информацию, касающуюся биологического и химического характера загрязнений, предотвратить неизбежные процессы разрушения гранита из-за вредного для древних памятников климата России. Работы по реставрации и консервации сфинксов осуществил коллектив Центра реставрации экологии и культуры. Руководители проекта — Станислав Борисович Щигорец, Альбина Аркадьевна Доос.

«Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны
Иной торжественной реки.
Для них, детей тысячелетий,
Лишь сон — виденья этих мест...»

— эти строки Валерия Брюсова, посвященные величественным египетским сфинксам, украшающим набережную Невы, во многом стали символом долгого и интереснейшего диалога между двумя, казалось бы, столь далекими странами, как Египет и Россия, диалога, своими корнями уходящими в отдаленные глубины истории.

Если интересно узнать про реставрацию этих шедевров, кликните на ссылку источника.

@темы: История

21:14 

Предполагаемая карта метро Москвы к 2010-му году

S.R.
Фигаро здесь, Фигаро там!
http://community.livejournal.com/fu...592.html#cutid1

Сомневаюсь, правда, что за такое время, все вышеозначенное
будет построено...:)

@темы: Документ

20:07 

Немного юмора

Обходя разложенные грабли, ты теряешь драгоценный опыт



Татьяна Разумовская

Шедевры Метража



Последние пять лет жизни в Советском Союзе, вплоть до 1988 года, я проработала младшим научным сотрудником Эрмитажа. Каждый, кому довелось побыть экскурсоводом, знает, что вопросы на экскурсиях бывают удивительные и непредсказуемые. Сейчас, по прошествии многих лет, мне кажется, что они интересны не только сами по себе, но и отражают в каком-то срезе социально-культурное сознание советских людей восьмидесятых годов.


Эти записи начались с того, как ко мне на углу Невского и Адмиралтейского подошел человек и спросил:

- Скажите, а где тут метраж?
- ?!
- Ну, такой большой Метраж, где цари жили.

Так появилась тетрадка с названием:

"Шедевры Метража"





В Античном отделе.
- А почему этих Венер всегда без рук делали?

*
Там же. Группа из Средней Азии.
- Девушка, как вам не стыдно. Ведь в группе женщины и дети!

*
Там же.
- Безобразие! Сначала почините, а потом показывайте!

*
- Покажите труп! (мумию)

*
- Как посмотреть здесь всякие древние мумиё?




Зимний дворец. Малая столовая
*
В Малой столовой.
- И вы что хотите сказать, что здесь были солдаты и матросы - и ничего не взяли?
- Да.
- А я бы взяла!

*
- А почему вы нам не показали Смольный?

*
- А из этих тарелок цари и вправду ели или они у них в буфете стояли?




*
- Скажите, а царя не раздражало, что у него по дому ходило столько чужого народу?

*
- А где кровать королевы? (вар. "спальня царицы", "постель Екатерины", "где цари спали" и "покажите самое главное")

*
- А где тут спальня Петра I и Екатерины II?

*
- А где здесь комната, где Екатерина II жила с Распутиным?

*
- А где чучело того коня, с которым спала Екатерина II?






*
В зале Рубенса. Польская группа с советской переводчицей.
Экскурсовод: А это - Вакх.
Переводчица: А это перед вами портрет композитора Баха.
Воцаряется тишина. Потом вопрос из группы:
- А почему он в таком виде?!

*
Перед "Вакхом" Рубенса.
- У нас в Воронеже за такое 15 суток дают!




*
Перед экскурсией. Московская группа.
- Нам, пожалуйста, побольше и побыстрее!

*
Группа историков 4-5 курса Алма-Атинского университета.
- Вы нам тут рассказывали о распятии Христа. А скажите, за что его распяли?
- Как же вы изучаете историю, не читая Евангелия?
- А мы этого не проходили. Ну скажите нам в двух словах.
- В двух словах? За инакомыслие.




читать дальше

Источник

@темы: Проза, Искусство

12:06 

Дневник Долли Фикельмон. Отрывки (1836-1837)

О дневнике:
"...Очень подробная хроника пушкинского Петербурга 1829–1837 г.г. Со множеством записей о самом Пушкине и его красавице–жене. Кн. Альфонс разыскал его в огромнейшем семейном архиве, сделал машинописную копию и любезно прислал Раевскому несколько страничек из него с записью о смерти Пушкина. Присовокупив к ним и совсем бесценный дар – копию неизвестного ранее письма Пушкина к гр. Фикельмон от 25.4.1830. Лично познакомиться с владельцем этой усадьбы Раевскому не удалось. Полный текст дневника исследователь так и не сумел раздобыть. Использовал лишь записи первой тетради дневника за 1829—1831 г.г., да отрывки из 1832 и 1837, касающиеся Пушкиных. В таком виде итальянская пушкинистка российского происхождения Нина Каухчишвили опубликовала «Diaridi Darja Fedororvna Ficquelmont» в Милане в 1968 г...."


Дарья Федоровна Фикельмон (Долли). Акварель Т.Ювинс. 1826 г.


Информацию о дневнике, людях, его отыскавших, можно прочитать здесь >>>

Сам дневник представлен на этих страницах >>>

О Долли Фикельмон:
Источник@

"Личность Д.Ф.Фикельмон, или Долли Фикельмон, как ее называли родные и знакомые, интересна во многих отношениях. Ее отец граф Федор Тизенгаузен погиб в возрасте 23-х лет в битве под Аустерлицем. Он был смертельно ранен французами в момент, когда хотел поднять знамя и повести за собой отряд, лишившийся командира (личные качества графа и его поведение на поле боя нашли отражение в образе Андрея Болконского у Л.Н.Толстого). Ее мать Елизавета Михайловна, любимая дочь Кутузова, после гибели первого мужа стала женой русского дипломата Н.Ф. Хитрово и прожила с ним в Италии почти десять лет. Там семнадцатилетняя Долли, младшая дочь Елизаветы Михайловны, вышла замуж за австрийского посланника и стала графиней Фикельмон. В 1829 году граф Фикельмон получил пост австрийского посла в России и супруги переехали в Петербург. Елизавета Михайловна, вторично овдовев, также вернулась в Петербург.

В Петербурге Е.М.Хитрово и Долли Фикельмон стали хозяйками двух модных великосветских салонов. «Вся животрепещущая жизнь, европейская, русская, политическая, литературная и общественная, имела верные отголоски в двух родственных салонах», - так писал об этом князь П.А.Вяземский.


Церковь Пресвятой девы Марии, Дуби, Теплице (Чехия), в которой похоронены супруги Фикельмон. Здание церкви было построено одним из их внуков – Карлосом – по образу костела Марии дель Орто в Венеции, которую очень любила графиня Дарья Федоровна.


По свидетельству графа В.А.Соллогуба, Елизавета Михайловна не отличалась ни изысканной красотой, ни утонченным умом , но «обладала в высшей степени светскостью, приветливостью самой изысканной и той особенной всепрощающей добротой, которая только и встречается в настоящих больших барынях». Она была окружена множеством поклонников и друзей. Постоянным гостем в доме был Пушкин. Редкостная доброта Елизаветы Михайловны по отношению к любому из друзей удесятерялась, если дело касалось Пушкина. Их связывали довольно запутанные отношения: это была искренняя дружеская привязанность и одновременно затяжной любовный роман, упорно поддерживаемый восторженной страстью уже немолодой женщины. Сохранились письма и другие документы, в которых отражена история этих отношений, а также раскрыт ряд событий внешней и внутренней жизни «первого поэта России».

Дарья Федоровна Фикельмон была женщиной иного склада: блестящая красавица, обладательница строгого логического ума, образованная, тонкая, умеющая вести непринужденную и занимательную беседу. Салон Фикельмонов в Салтыковском дворце на набережной Невы был одним из самых блестящих и интеллигентных в столице. Его с удовольствием посещали П.Вяземский, А. Тургенев и Пушкин. П.Вяземский назвал его «окном в Европу»: здесь проходили встречи высших представителей дворянства, известных общественных деятелей, послов и так далее. Из бесед с графом Фикельмоном Пушкин, сам никогда не покидавший пределов России, черпал сведения о жизни Европы. А Дарью Федоровну Пушкин считал одной из самых незаурядных женщин в своем окружении. Пушкинистам хорошо известен рассказ об одном пикантном эпизоде, в котором Пушкин и Долли Фикельмон перешли грань светских отношений. Однако, даже если этот рассказ достоверен, речь идет всего лишь об эпизоде. В целом у них были приятельские отношения, они ценили друг в друге ум, остроумие и склонность к приветливой и увлекательной беседе. Некоторые пушкинисты видят черты Долли Фикельмон в образе Татьяны Лариной в заключительной части романа «Евгений Онегин». Более определенно образ графини Фикельмон присутствует в «Египетских ночах» (дама, вынимающая из вазы записку с темой для импровизатора) и в наброске «Мы проводили вечер на даче...» (княгиня Д.). Д.Ф.Фикельмон оставила дневник, в котором с мастерством психолога дала характеристики многих современных ей людей и событий. Этот дневник стал одним из важнейших свидетельств по поводу причин, приведших к дуэли и гибели Пушкина.

@темы: История, Точка зрения

12:35 

"Беседы о русской культуре" Ю.Лотмана

S.R.
Фигаро здесь, Фигаро там!
«Беседы о русской культуре» принадлежат перу блестящего исследователя русской культуры Ю. М. Лотмана.



Книга погружает читателя в мир повседневной жизни русского дворянства XVIII — начала XIX века. «Собранье пестрых глав», героями которых стали выдающиеся исторические деятели, цар­ствующие особы, рядовые люди эпохи, поэты, литературные персонажи, связано воедино мыс­лью о непрерывности культурно-исторического процесса, интеллектуальной и духовной связи поколений.

Книга: Источник1 Источник2 Источник3
Цикл фильмов (можно скачать)



@темы: Проза

23:08 

Серебряный бор

22:29 

Серебряный бор

S.R.
Фигаро здесь, Фигаро там!
Серебряным Бором мы по традиции называем обширную местность на северо-западе столицы, в излучине Москвы-реки, близ Хорошева, и лесной массив на искусственном полуострове, известном своими живописными берегами, заливами, перешейками, глубоким озером с характерным названием Бездонка.


Фото с сайта www.s-bor.ru


Москва — один самых «зеленых» городов Европы. В ее современных границах находится около 10 тысяч гектаров настоящих лесов (не говоря уже о скверах и бульварах...). Спасительными «легкими» столицы, снабжающими ее кислородом, и местами отдыха москвичей стали огромные лесные массивы в Лосином Острове, Измайлове, Битце, Кузьминках, Серебряном Бору. Более 20% общей площади лесных насаждений Москвы занимают сосновые леса, один из самых известных и красивых находится на территории Серебряноборского лесничества.

В старинных летописях и грамотах древнерусское слово боръ означало... «сосна». Слово это по своему происхождению — общеславянское. В далеком прошлом самым первым его значением было «хвоя» — «то, что колет». Поэтому оно восходит к древнему корню, вошедшему в состав слов борода, борона и даже бороться. Позже слово боръ стало означать «хвойное дерево, сосна», а затем у него возникло значение «хвойный лес».

Далее >>>
Источник@



История названия "Серебряного бора" имеет несколько основных легенд.

Версия первая:
Императрица Екатерина Алексеевна, заглядевшись на сосны, припорошенные инеем, промолвила: "Это просто Серебряный Бор!"

Версия вторая:
Была здесь когда-то вотчина князя Серебряного и что была здесь, на месте озера Бездонного, серебряная копь...

Версия третья:
В межевой грамоте, оставшейся со Смутного времени, можно встретить - "Серебряный овраг". Близ деревни Татарово и села Ново-Троицкое, на правом берегу Москвы-реки пробил себе русло ручей в черных юрских глинах оврага, в которых поблескивали окатыши белоснежного гипса.



С семнадцатого века Серебряный Бор славится сосновым бором, возраст деревьев которого и сегодня составляет свыше 200 лет. Через полуостров Серебряный Бор проходила дорога на Звенигород. Она не была оживленной, и ее затмил Смоленский тракт. А после того как московский государь Алексей Михайлович облюбовал здешние края для соколиной охоты, дорогу для праздного люда и вовсе закрыли. Интересно, что вплоть до начала ХХ века здесь существовали колонии цапли, а в чаще гнездились соколы, видимо, потомки царских ...
Далее >>>

Источник@

@темы: История

22:17 

Российская Империя в фотографиях

S.R.
Фигаро здесь, Фигаро там!

Невский проспект в Петербурге. Гостиный двор и Городская дума
1910-е гг.


Горожане, архитектура, искусство, празднования и обряды, и многое другое >>>


Фабрика товарищества Российско-Американской резиновой мануфактуры
"Треугольник" в С.-Петербурге на наб. Обводного канала
Архитекторы Юргенс Э.Г., Гедике Р.А., Генрихсен Р.Р.

@темы: Фотографии

22:51 

Николай Гумилев

22:34 

Назад в будущее

S.R.
Фигаро здесь, Фигаро там!
Источник@

В 1914 году москвичи предсказали развитие столицы на 200 лет вперед. Что сбылось спустя почти столетие?

Сегодняшний транспортный коллапс, наплыв мигрантов и хаотичная застройка исторического центра Москвы были предсказаны еще в начале прошлого века. В 1914 году товарищество "Эйнем" (нынешняя фабрика "Красный Октябрь") выпустило серию открыток "Москва в будущем", ставшую сегодня раритетом.
Как писали авторы в предисловии к серии, "каждому, кто знает и любит Москву, небезынтересно будет мысленно взглянуть на то, что будет с Москвой и ее обитателями приблизительно через 200-300 лет"...


Ясная зима 2259 года. Прогноз 1914 года. "Уголок "старой" веселящейся Москвы. Древний "Яръ" по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому с молниеносной быстротой летят, скользя, изящные, богато убранные аэросани. И в 23-м веке Москва верна своим обычаям".

Смотреть дальше!


"Известия" первыми публикуют все эти восемь "предсказаний", оформленных неизвестным художником.
О том, какие из них сбылись, а какие нет и почему, филокартист и архитектор Арсен Мелитонян рассказал в интервью корреспонденту "Известий" Николаю Морозову.

вопрос: Эта серия открыток была издана в начале XX века, когда в столице не было ни перегруженных дорог, ни миграционной проблемы. Откуда такой пессимизм у авторов?

ответ: Это вам из сегодняшнего дня кажется, что авторы были пессимистами. Хотя, на мой взгляд, на этих открытках в наивно-игровой форме отражено ожидание технического прорыва, транспортного бума.

Не стоит забывать, что в 1913-1914 годах, когда эти открытки готовились к выпуску, Россия находилась на пике экономического и технологического развития. Отсюда такое большое внимание транспорту: машинам, поездам, троллейбусам, автобусам, наивным аэросаням и футуристическому переплетению монорельсовых дорог. Есть здесь и метрополитен, которого тогда еще не было, но мечты, о котором уже занимали умы горожан.


в: В то время, кажется, широко обсуждался проект ветки метро, проходящей прямо по Красной площади?

о: Да, такая задумка была. И, судя по всему, художник прекрасно о ней знал и ее поддерживал. Посмотрите на открытку. Там, где спустя некоторое время появился Мавзолей, стоит многоэтажное здание вокзала. На брусчатке, которая сейчас бережно охраняется от вандалов, пыль, суматоха, десятки бьющихся машин и троллейбусов, безумная толпа и одинокий полицейский с саблей, каким-то образом пытающийся регулировать движение.

в: Эти открытки можно считать тогдашней критикой власти, сатирой?

о: Это не критика власти, а наивное и милое предсказание будущего. Отрицание прошлого - ключевая черта любого технологического всплеска. Герои этих карточек не обращают никакого внимания на культурное наследие. Хаос мысли здесь присутствует во всем - в архитектуре, в технике. И невольно напрашивается аналогия с нынешней ситуацией, когда у нас на глазах исчезают многие исторические здания.

Город с открыток - это почти современная Москва с ее архитектурной эклектикой. При этом автор предвосхитил многие вещи, такие, как монорельс, троллейбус или трамвай. Но он не только нарисовал, но и раскритиковал их. Троллейбусы и трамваи мешают движению, создавая заторы. Посмотрите за окно - разве сейчас не так?

Несмотря на всю поверхностность прогноза, автор угадал, что единственное спасение от транспортного кризиса - воздушные транспортные системы вроде монорельса. Но, конечно, более полезного, чем тот, что соорудили наши современники у ВДНХ.


в: Но ведь это прогнозы на XXII-XXIII века, а у нас на дворе XXI...

о: Это верно. Ожидалось, что нынешняя сумятица придет позднее. Но в этом-то и заключается недостаток всех прогнозов и предсказаний. Они создавались с точки зрения жителя царской России. Тогда жизнь текла медленней. Потом в силу различных событий темпы ускорились.

в: И получилось очень похоже...

о: Да, но что самое интересное, есть совпадения абсолютные. Например, открытка с видом на Лубянскую площадь один в один попала в то, как преобразилась площадь к нашему времени. Там изображено метро "Лубянка", на дальнем плане два здания. Одно из них в точности повторяет очертания "Детского мира", построенного уже в советские годы. Но есть и наивные вещи, вроде аэросаней, которые мчатся по ледяному Петербургскому шоссе мимо ресторана "Яръ". Хотя гололед и у нас случается, и аэросани, наверное, тоже бы пригодились...


@темы: Открытки

11:16 

Москва в улицах и лицах

Серия книг "Москва в улицах и лицах". Автор: Л. Колодный:

Хождение в свой город
Автор описывает свои путешествия по городу, которые он начал сорок лет назад, поднявшись на колокольню Ивана Великого. Он прошел по стенам Кремля, побывал в недрах Боровицкого холма, подземном цехе и на сейсмической станции "Москва", в хранилище денежных знаков, плавал на плоту по подземной реке Неглинке.
В книге шесть глав, они рассказывают о драматических событиях времен гражданской войны и Московской битвы, о том, как в начале тридцатых годов молодые московские инженеры запустили первые советские ракеты.
Главы этой книги составили очерки из сборников Льва Колодного, выходивших в Москве начиная с 1966 года: "Москва глазами репортера", "Московские сокровища", "Город как мир", "Хождение в Москву".

Замоскворечье
История улиц, переулков, домов знаменитого района, рассказы об известных людях, жизнь которых была связана с Замоскворечьем.
Эта книга может служить пособием школьникам по москвоведению. Она представляет интерес для всех, кто любит Москву.


Вид на Замоскворечье с колокольни Ивана Великого в старину и наши дни


Утраты. Арбат
Книга состоит из двух частей. Первая часть рассказывает о колоссальных утратах, понесенных Москвой в предвоенные годы в результате так называемой "социалистической реконструкции", борьбы партии Сталина с религией. Тогда древний город лишился в Кремле Красного крыльца, Чудова и Вознесенского монастырей, стен и башен Китай-города, множества храмов и колоколен, шедевров архитектуры, включая такие памятники мирового искусства, как Сухарева башня, Красные ворота, церковь Успения на Покровке.
Вторая часть книги посвящена районам Арбата и Большой Никитской улицы. Здесь проживали Суворов, Пушкин, Лев Толстой, Чайковский, многие выдающиеся писатели, композиторы, художники, прославившие Москву и Россию.
Первая часть книги публикуется впервые. Во вторую часть вошли главы из ранее изданных книг Льва Колодного - "Путешествие в свой город", "Края Москвы" и "Хождение в Москву".

Центр
Авторский путеводитель по центру Москвы в пределах Белого и Земляного города, где рассказывается о московских монастырях, храмах, памятниках, как сохранившихся, так и уничтоженных, об известных людях, живших когда-либо в этом районе.
Эта книга может служить пособием школьникам по москвоведению. Она представляет интерес для всех, кто любит Москву.

За наводку спасибо Мюмле.:)

@темы: Проза

12:32 

Титул цесаревны в России возник раньше, чем титул цесаревича.

Титул цесаревны появился в Российской империи раньше, чем титул цесаревича. Его носили после принятия Петром I императорского титула (1721) и коронации императрицы Екатерины Алексеевны (1724) их дочери Анна Петровна, Елизавета Петровна и умершая в детстве вскоре после отца Наталья Петровна, не являвшиеся наследницами престола (как известно, Пётр не сделал никакого распоряжения о своём наследнике). По завещанию Екатерины I 1727 г. Анна и Елизавета были лишь наследницами второй очереди после Петра II. Однако после смерти последнего на престол была избрана Анна Иоанновна: к этому времени Анны Петровны не было в живых, но она оставила сына (будущего Петра III), а Елизавета Петровна, продолжавшая носить титул цесаревны, овладела властью после смерти Анны Иоанновны и дворцового переворота 1741 г. В дальнейшем дочери и внучки монархов именовались не цесаревнами, а великими княжнами, а цесаревнами назывались жёны цесаревичей.

Цесаре́вич, полностью Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь — титул престолонаследника в Российской империи с 1797.

С 1762 употреблялся как титул великого князя Павла Петровича (будущего Павла I); после его вступления на престол в ноябре 1796 цесаревичем был провозглашён Александр Павлович. На постоянной основе титул введён согласно Закону о престолонаследии Павла I в 1797, где значилось, что этот титул принадлежит непосредственному наследнику престола. Однако уже в 1799 Павел нарушил свой же закон, присвоив титул цесаревича (правда, без слов государь наследник) за «вящие заслуги» ещё и второму своему сыну, Константину Павловичу. Этот титул Константин носил и при Александре I, когда стал действительно следующим лицом в порядке наследования престола, и продолжал его носить и после 1823 года, когда отрёкся от права престолонаследия. После 1825 титул присваивался в соответствии с павловским законом.

На западноевропейских языках нередко передаётся тем же словом, что царевич (tsarevich и т. д.), что неудачно; титул «царевич» в эту эпоху официально не применялся, а в допетровское время царевичами назывались все сыновья царей (не только престолонаследники). Тем не менее этимологически слова царевич и цесаревич тождественны: оба восходят к латинскому Caesar, (цезарь, император) — первое через посредство старославянского и древнерусского цѣсарь/цьсарь, откуда царь, а второе через вторичное западноевропейское заимствование цесарь (применявшееся в России обычно к императорам Священной Римской империи).

Цесаревичи:

Павел Петрович (1761/1762-1796) (вступил на престол как Павел I)
Александр Павлович 1796—1801 (вступил на престол как Александр I)
Константин Павлович 1799—1831; не титуловался наследником, хотя в 1801—1823 являлся таковым
Александр Николаевич 1825—1855 (вступил на престол как Александр II)
Николай Александрович 1855—1865 (умер при жизни отца)
Александр Александрович 1865—1881 (вступил на престол как Александр III)
Николай Александрович 1881—1894 (вступил на престол как Николай II)
Георгий Александрович 1894—1899 (умер при жизни старшего брата)
Михаил Александрович 1899—1904 (перестал быть цесаревичем после рождения сына у Николая II)
Алексей Николаевич 1904—1917 (не вступил на престол ввиду отречения отца за него и прекращения существования монархии)
В эмиграции титулы цесаревичей носили также Владимир Кириллович с 1924 по 1938 и его внук Георгий Михайлович с 1981, хотя далеко не все монархисты признают законность этих титулов.

Источник@

@темы: История

17:14 

И еще раз про...метро

S.R.
Фигаро здесь, Фигаро там!
Довольно любопытный проект: Голоса Подземелья.

Как пишут авторы: "Сайт, всецело и полностью посвящен звуковым сообщениям в метро! Возможно, в конечном итоге удастся собрать на этих страницах полный спектр информации по голосам метрополитенов всех городов бывшего СССР."


@темы: Креатив

Красная стрела: Москва - Санкт-Петербург

главная