Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
16:02 

Ул. Покровка - Москва

S.R.
Фигаро здесь, Фигаро там!

Покровка 1900-х гг.Источник@

Маросейку и ее продолжение — улицу Покровка старые москвичи обычно обобщенно называют Покровкой.
Еще в начале XIX века вся улица носила название Покровки, по стоявшему в самом начале ее храму Покрова Богородицы. Но в народе начальный отрезок улицы Покровка называли Маросейкой от искаженного слова «малороссийский»,
точнее, от Малороссийского подворья, которое находилось в старину на месте доходного дома № 9.


В районе Покровки исторически, со времени присоединения Украины к России, селились выходцы с Украины,
которых по длинному чубу москвичи называли хохлами, отсюда название прилегающей справа исторической местности — Хохлы.

Один из переулков до сих пор носит название Хохловского, там сохранились (дом № 7) старинные палаты дипломата, думного дьяка Емельяна Украинцева (о его малороссийском происхождении говорит фамилия), возглавлявшего российскую внешнюю политику на посту начальника Посольского приказа в последние годы семнадцатого столетия.
Любопытно, что и в девятнадцатом веке дом по-прежнему имел отношение к внешнеполитическому ведомству, в нем располагался
известный архив Коллегии иностранных дел. Его служащие, молодые люди, увлекавшиеся философией и поэзией, получили
прозвание «архивных юношей».


Старинные улицы со временем обрастают небылицами и легендами. Покровка также бережно хранит свои тайны: покровская церковь Воскресения в Барашах оказалась в самом эпицентре «государевых тайн», якобы
здесь состоялось тайное бракосочетание Елизаветы и Разумовского.


Граф А. Г. Разумовский жил в своем дворце на Покровке. Именно туда, после смерти Елизаветы, Екатерина II отправила
канцлера М. И. Воронцова с заданием получить от графа бумаги, подтверждающие его брак с императрицей.
Дело в том, что в это время фаворит государыни Григорий Орлов проявлял немалую настойчивость в желании стать
ее законным супругом. Немало помогал в этом всесильному графу дипломат А. П. Бестужев-Рюмин, сочинивший прошение о том,
чтобы императрица «избрала себе супруга», подписанное многими известными людьми. Не желая обидеть Орлова отказом,
Екатерина придумала остроумный маневр: пусть будет все «по обычаю предков» — и решила сослаться на опыт предшественницы.

Признается ли Разумовский, что был законным мужем покойной Елизаветы? И вот Воронцов отправился на Покровку с
проектом указа о пожаловании графу Разумовскому титула императорского высочества — буде обнаружатся свидетельства.

Вот как описывает этот эпизод историк С. Н. Шубинский:

«…Разумовский потребовал проект указа, пробежал его глазами, встал тихо со своих кресел, медленно подошел к комоду, на котором стоял ларец черного дерева, окованный серебром и выложенный перламутром, отыскал в комоде ключ, отпер им ларец, вынул из него бумаги, обвитые в розовый атлас, развернул их, атлас спрятал обратно в ящик, а бумаги начал читать с благоговейным вниманием. Все это он делал молча. Наконец, прочитав бумаги, поцеловал их, поднял влажные от слез глаза к образам, перекрестился и, возвратясь с заметным волнением к камину, бросил сверток в огонь. Тут он опустился в кресло, немного помолчав, сказал Воронцову: — Я не был ничем более, как верным рабом ее величества покойной императрицы Елизаветы Петровны… Если бы было некогда то, о чем вы говорите со мною, поверьте, граф, я не имел бы суетности признать случай, помрачающий незабвенную память монархини, моей благодетельницы. Теперь вы видите, что у меня нет никаких документов».


Таким образом, брак Екатерины и Орлова делался невозможным. Та, по всей видимости, вздохнула с облегчением…

Внимание историков и обывателей к тайному браку то усиливалось, то ослабевало. Поскольку венчание (если оно все-таки имело место) совершалось тайно, событие быстро обрастало множеством самых невероятных подробностей и превратилось в легенду. Особый интерес к легенде был проявлен в середине XIX века, когда никого из действующих лиц уже не оставалось в живых. Тогда на страницах многих изданий появились различные варианты предания. Любопытно, что все они связаны с домом на Покровке. Немногие из московских домов имеют такое «легендарное» прошлое безо всяких на то оснований.


@темы: Улицы Москвы

15:34 

МГУ им. Ломоносова на Воробьевых горах, Москва

S.R.
Фигаро здесь, Фигаро там!
Как выглядит здание МГУ снаружи, думаю, знают все.
А вот, что творится там изнутри? Экскурсия по закоулочкам самого известного учебного заведения страны от Mirinda.


@темы: Архитектура Москвы

15:06 

К.Булла

S.R.
Фигаро здесь, Фигаро там!



majiku_sensei в своем дневнике рассказывает об одном из родоначальников отечественной фотографии Карле Булла и доме, где находилась его мастерская в Петербурге.
Записи снабжены интересными фотографиями.
Начало >>>
Продолжение >>>


@темы: Persona grata, Архитектура Петербурга

17:21 

И.Глазунов

НЕЗНАКОМКА

НЕЗНАКОМКА/1980 г. Иллюстрация к стихотворению А.А. Блока "Незнакомка" Бумага, соус. 70x100, Собственность автора.
На заднем плане - Аничков мост, СПб.


@темы: Креатив

14:10 

Выставка "Шанель. Мир искусства" в Музее изобразительных искусств

С 27 сентября по 18 ноября 2007 года в главном здании Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина будет представлена выставка
"Шанель. Мир искусства" .
Выставка организована ГМИИ им. А.С.Пушкина, коллективом кураторов музея совместно с Домом CHANEL. Куратор выставки - Жан-Луи Фроман, известный французский специалист в области современного искусства и моды.

Творчество Шанель в подлинных образцах ее моделей предстанет на фоне произведений искусства ХХ века, а также работ современных авторов, свидетельствующих об актуальности наследия Шанель.

"Мы охотно поддержали этот проект, - отмечает директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Ирина Александровна Антонова. - Мода стала в ХХ веке неотъемлемой частью современной культуры, и крупнейшие художественные музеи мира посвящают свои выставки ее истории. В какой-то степени это произошло благодаря Габриэль Шанель, которая в своей деятельности оказалась очень близка художественным исканиям столетия. С другой стороны, для отечественного зрителя чрезвычайно интересны "русские" связи Шанель, оказавшие столь ощутимое воздействие на ее личность и творчество."

Основоположница и первооткрывательница магистральных направлений развития моды, Габриэль Шанель остро чувствовала веяния времени и использовала их в своем творчестве. Ее окружение составляли видные представители искусства (в том числе русского происхождения) - художники, музыканты, артисты. На выставке найдут место разнообразные свидетельства дружеских и творческих связей Шанель с такими мастерами искусства ХХ века как Стравинский, Лифарь, Илья Зданевич, Пикассо, Кокто.

Концепция выставки основана не на хронологии событий, а на визуальном отображении и интерпретации пяти главных творческих новаций Шанель, ставших символами ее неповторимости в искусстве моды на все времена: "черный", "красный", "золото", "джерси", "твид".

Подчеркнуто современная сценография выставки - еще одно подтверждение тому, что Дом CHANEL, продолжая традиции его основательницы, по-прежнему выражает дух своего времени и создает главные тенденции стиля завтрашнего дня.

Источник@

@темы: Музеи выставки

19:41 

Каменоостровский дворец

Бенуа
Сообщество - Театр: душа, история, искусство
В рамках серии передач "Плоды просвещения" по ТВ Культура во вторник 25 сентября с 17:35 до 18:00 будет показан фильм "Каменоостровский дворец" об архитекторе Николае Львове, который также был поэтом, музыкантом и ученым-изобретателем. Его называли русским Леонардо.


С.Ф.Щедрин. Вид на Каменноостровский дворец и плашкоутный мост через Большую Невку со стороны Строгановской набережной. 1804

@темы: Город+ТВ (тематические фильмы/передачи

12:02 

Первый международный военный фестиваль в Москве "Кремлевская Зоря"

Источник@
"Кремлевская зoря" - так называется Международный фестиваль, который пройдет у стен Кремля с 13 по 16 сентября 2007 г.
"Кремлевская зоря" станет событием беспрецедентным. По Красной площади в присутствии большого количества зрителей пройдут лучшие военно-музыкальные коллективы из девяти стран - Великобритании, Ирландии, Австралии, Новой Зеландии, Канады, Германии, Дании, Италии и России, представляющие давние воинские традиции своих стран.

Подобные фестивали хорошо известны в Европе и за океаном, но в нашей стране ничего подобного еще не проводилось. О том, что это за фестиваль, какие цели он преследует и почему именно Красная площадь и Кремль - национальные святыни, которые дают нам силы быть, а не казаться, - выбраны местом его проведения, рассказывает директор фестиваля "Кремлевская зоря" Виталий Иванович Миронов.

- Идея фестиваля давно витала в воздухе. Для русской армии, и особенно для гвардии, всегда были характерны зрелищные церемониалы, парадные построения и дефиле. Многие из них забыты и выведены из армейского обихода. Хотелось бы не только возродить их в армии, но и сделать достоянием широкой публики. И первые шаги в этом направлении уже сделаны.

читать дальше

@темы: Городские новости

16:01 

World Press Photo 2006

S.R.
Фигаро здесь, Фигаро там!

Franck Seguin, France, Deadline Photo PressИсточник@
Каждый год международное независимое жюри, состоящее из 13 профессиональных фотографов и фоторедакторов СМИ, оценивает работы, представленные фотожурналистами, агентствами, газетами и журналами со всех уголков мира. Работы могут посмотреть не только знатоки жанра, но и все желающие – выставка пройдет на территории арт-центра «Винзавод» с 14 по 29 сентября.


Благодаря предмету экспозиции – недавние горячие события в истории планеты, спортивные сюжеты и сцены повседневной жизни со всех концов света, выставки работ победителей конкурса World Press Photo привлекают гораздо большее количество посетителей, чем традиционные художественные и фотографические мероприятия.

Адрес:
м. Чкаловская, Курская, 4-й Сыромятнический пер., 1, стр. 6
Время работы:
Ежедн. 12.00-20.00. Вход свободный
Телефоны:
917-46-46


@темы: Музеи выставки

15:18 

Heart art in Moscow

S.R.
Фигаро здесь, Фигаро там!

Данная выставка – своеобразное «окно в Японию», проходящая в рамках мероприятий, посвященных 250-летию основания Российской академии художеств.

Посетители увидят около 350 работ современных художников, представляющих различные виды традиционного японского искусства. Будут представлены произведения живописи, каллиграфии, японского рисунка, рисунка тушью, декоративно-прикладного и других видов искусства.

Отдельного упоминания заслуживают работы японских фотографов. Документальные фотографии необыкновенно интересны, в них мастерски запечатлены не столько конкретные сюжеты, сколько философское осмысление явлений природы. Часто снимки напоминают абстрактную или модернистскую живопись.

Адрес: м. Кропоткинская, Ул. Пречистенка, 19
Время работы:
Вт-сб 12.00-20.00, вс 12.00-19.00
Телефоны:
637-25-69, 637-47-71, 637-41-50


Источник@

@темы: Музеи выставки

11:05 

Необычные памятники Москвы

Обходя разложенные грабли, ты теряешь драгоценный опыт
Случайно нашла ссылку вот на этот ЖЖ, в котором автор достаточно интересно рассказывает о таких необычных памятниках Москвы, как памятник сырку «Дружба», памятник «Студенту», памятнике Лужкову-дворнику, «механическом» Ленине и т. п.
По-моему, достаточно интересная тема.





@темы: Фотографии, Архитектура Москвы

12:17 

Сайт "Улицы и уголки Москвы в поэтических образах" (стихотворения о Москве - Ахматовой, Пастернака, Окуджавы и др.).

Игорь Волгин

***
Названия московских мест
Для моего привычны слуха,
Как для иных привычен лес,
И ливня плеск, и шорох луга.

Огней московских перехлест
До моего доходит зренья,
Как до иных – мерцанье звезд
Над крайней улицей селенья.

Прости, родная сторона,
Что я меж новыми домами
Старинных улиц имена
Твержу застывшими губами.

Пусть все останется как есть.
Но мне с московского наречья
В иную речь не перевесть
Немую речь Замоскворечья.


1973


@темы: Поэзия Москвы

10:47 

Александровский сад

Обходя разложенные грабли, ты теряешь драгоценный опыт

Сад у Кремлевской стены/
И. П. Кулакова


В САМОМ центре Москвы, на историческом "пятачке", откуда расходятся мощные волны городской активности, где сконцентрированы крупнейшие магазины, учреждения и общественные здания, можно найти место, всегда исполненное покоя. Александровский сад относится к тем "пространствам пребывания", которые так необходимы каждому городу. Фоном этого уникального сада служат величественные стены и башни, сами по себе являющиеся шедевром древнерусского крепостного строительства. Первоначально сад так и назывался - Кремлевский, и лишь с 1856 г. он получил название Александровского. Создавался же он более полутора столетий назад - как островок для "зрелищного передвижения" нарядной толпы, место, специально предназначенное для "фланирования" публики.

Возвратимся мысленно на триста лет назад. В начале ХVIII в. сада у Кремлевской стены не было и в помине. С 1707 г. по указу Петра I, воевавшего со Швецией, вокруг Кремля стали возводить земляные укрепления с бастионами - трудно поверить, но тогда царь всерьез опасался нападения шведов на древнюю столицу. После окончания войны надобность в бастионах отпала, но укрепления, постепенно разрушаясь просуществовали до 20-х годов ХIХ в. А между тем Россия медленно, но верно вступала в век Просвещения, и это не могло не отразиться на облике Москвы.

Нельзя сказать, что для москвичей до ХVIII в. было нехарактерно тяготение к природе, но в городской усадьбе сад был скорее элементом натурального хозяйства, садом-огородом. Именно в ХVIII в. Москву начинает отличать обилие частных садов в сочетании с городской застройкой. Помимо небольших садиков, все чаще сопутствовавших городскому жилищу, в Москве культивировались гигантские усадебные сады и парки, куда лишь изредка допускалась публика.

Как заметил выдающийся современный исследователь В.Н.Топоров, в Москве ХVIII - ХIХ вв. сад - это мощный фон, та живописная основа, на которой воспринималась застройка. На его взгляд, постепенно сады - "стихия Москвы" - занимают все большее место как в городском пространстве, так и в сознании обитателей. Доля "эстетического" возрастает, сад становится средостением культуры и природы, элементом духовной сферы. Садово-парковое творчество было пронизано стремлением преподать человеку образец поведения, в результате парковое искусство становилось "пейзажной проповедью".

читать дальше

Источник

@темы: Архитектура Москвы

12:57 

Билетом в московском метро станет мобильный телефон

S.R.
Фигаро здесь, Фигаро там!
Источник@

Мэр Москвы Юрий Лужков назвал “шикарным” эксперимент с оплатой проезда в московском метрополитене с помощь мобильного телефона. “Теперь не требуется стояния у кассы, нет необходимости в спешке искать деньги, можно просто приложить мобильник и пройти в метро”, — сказал Лужков, посетив сегодня только что открывшуюся станцию московской подземки “Трубную”, где собственноручно применил систему мобильной оплаты проезда.

Согласно договору между столичным метролитеном, компанией Nokia, Банком Москвы и международной системой оплаты VISА, уже с сегодняшнего дня жители Москвы могут проходить в метро, пользуясь мобильными телефонами.

Но для этого им придется приобрести специальный телефон Nokia в магазинах города. (Интересно, много ли найдется желающих купить подобный телефон? :lol: )

“А уже с января зеленоградская фирма "Микрон" запускает в продажу специальные сим-карты, которые будут работать в любых мобильниках и с помощью которых москвичи смогут проходить в метро”, — рассказал глава московского метро Дмитрий Гаев.

При этом он отметил, что никакой разницы для кошелька граждан при такой мобильной оплате проезда в метро не будет. “Зато она значительно удобнее”, — добавил глава метро.

@темы: Новости

17:29 

Городские витрины

Столичные магазинчики могут порадовать не только своим содержанием, но и красивыми витринами!
Это известно давно. И не всякий бутик/магазин/лавка способны оформить свою витрину интересно.
Что есть у Вас на примете запомнившегося?

Я, например, могу вспомнить витрину на Невском, 63 (такая же есть на Большом проспекте) в Питере.


@темы: Креатив

12:18 

Сад "Эрмитаж"

Источник@

Собственно говоря, сад «Эрмитаж» не всегда был таким, каким мы привыкли его видеть. Даже расположен он был в другом месте: с 1830 года почти до самого конца XIX века сад «Эрмитаж» размещался на Божедомке и был первым в Москве увеселительным садом, с беседками, клумбами, театром, эстрадой, кофейнями и павильонами.
Наибольшего расцвета сад «Эрмитаж» достиг в эпоху, когда принадлежал известному антрепренеру, бывшему актеру Малого театра М. В. Лентовскому. К. С. Станиславский так вспоминал тогдашний сад «Эрмитаж»:
«Чего только не было в этом саду: катание на лодках по пруду и невероятный по богатству и разнообразию водяной фейерверк со сражением броненосцев и потоплением их, хождение по канату через пруд, водяные праздники с гондолами, иллюминированными лодками, купающиеся нимфы в пруду, балет на берегу и в воде. Шествия военного оркестра, хоры цыган, русских песенников. Вся Москва и приезжающие в нее иностранцы посещали знаменитый сад».
Однако же, Лентовский разорился, и сад «Эрмитаж» пришел в запустение, а в дальнейшем и вовсе был застроен домами, и ничто уже не напоминало о временах, когда на месте Самотечных переулков располагалось все это ушедшее великолепие.

И вот начинается история сада «Эрмитаж» в Каретном ряду, родившегося на месте бывшей усадьбы купца В.И. Олонцова. После нескольких попыток здесь образования театра и сада, предпринимавшихся Московским Артистическим кружком, купцом М.А. Липским, инженером-механиком К. В. Мошниным, весь участок перешел во владение московского купца Я. В. Щукина 16 июля 1894 года. Дата эта отмечается как день рождения сада «Эрмитаж».

За год всего скучный пустырь превратился в цветущий сад «Эрмитаж», были разбиты клумбы, дорожки, высажены деревья и кустарники, реконструировано здание театра, и 18 июня 1895 года «Эрмитаж» официально открылся. Московская публика проявила к нему немалый интерес – упорство и энтузиазм Щукина вызывал невольное уважение даже у тех, кто упрекал его в недостаточной тонкости вкуса.

В том же году в «Эрмитаже» появилось электрическое освещение, проведен водопровод, обустроен бассейн. Годом позже здесь состоялся один из первых в России киносеансов.

На сцене сад «Эрмитаж» пели Ф. И. Шаляпин, А. В. Собинов, А. В. Нежданова, С.В. Рахманинов дебютировал как дирижер, играли Сара Бренар, Мария Ермолова, Вера Комиссаржевская. В 1898 году в здании театра «Эрмитаж» состоялось открытие МХАТа, первым спектаклем стал «Царь Федор Иоаннович», именно здесь прошли премьеры Чеховских пьес. В саду бывали Л. Н. Толстой, В. И. Ленин.

Щукин постоянно предпринимал строительство новых театральных площадок, в 1909 году был построен летний «Зеркальный» театр, планировал он открытие уникального зимнего театр на 4 тысячи мест, но этому замыслу суждено было состояться лишь отчасти: коробка, называемая нынче Щукинской сценой, - все, что удалось возвести. Неблагоприятные обстоятельства, порожденные Первой Мировой войной и революцией, привели Щукина к разорению.

После революции сад «Эрмитаж» был сначала национализирован, затем, в период НЭПа передан в частную аренду. В здании театра «Эрмитаж» в 1924 году располагался театр МГСПС (Московский Городской Совет Профсоюзов), затем он был переименован в театр имени Моссовета, главным режиссером назначен был Ю. А. Завадский. Сад «Эрмитаж» продолжал быть любимым местом отдыха москвичей. И даже глобальные катаклизмы не могли этого изменить.

В годы войны сад «Эрмитаж» был закрыт совсем недолго – с осени 1941 по апрель 1942. В 1943 году возобновились спектакли, вернувшиеся из эвакуации артисты репетировали и играли в нетопленном здании, но «Эрмитаж» жил.

Летом 1945 года сад «Эрмитаж» был реконструирован , в 1948 году построили летний концертный зал, где в дальнейшем выступал А. И. Райкин, проходили представления Кукольного театра, пели К. И. Шульженко, Л. И. Русланова, играл оркестр под управлением Л. О. Утесова.

В 50-60 гг. в саду «Эрмитаж» играли в шахматы, гуляли, читали, слушали известных артистов, смотрели кино (в 1953 году был установлен экран для летнего кинотеатра), во время Фестиваля Молодежи и студентов в 1957 году в саду «Эрмитаж» побывало полтора миллиона посетителей. Выступали здесь В. С. Высоцкий, дуэт Р. Карцев – В. Ильченко, зарубежные музыкальные и театральные коллективы. В «Зеркальном» театре прошла первая игра «Что? Где? Когда?». 20 ноября 1980 года здание кинотеатра «Эрмитаж» было передано театру «Миниатюр», под руководством приехавшего в Москву А.И. Райкина. В 1991 году был открыт театр «Новая опера», на сегодняшний день, один из трех функционирующих на территории сада театров («Эрмитаж», «Сфера»).

К 850-летию Москвы сад преобразился, были отреставрированы многие исторические постройки.

Многообразие сегодняшней жизни полностью воплощается в калейдоскопе ярких событий происходящих на территории сада «Эрмитаж». Возрождены традиции проведения весенних выставок-ярмарок «В мире цветов», проводятся фестивали – джазовый, ЭТНА, латиноамериканской музыки, «Кубок юмора», винный, пивной, и другие. В 1997 году открылся Клуб Чайной культуры.

В 2007 году сад «Эрмитаж» отметил 113 годовщину со дня основания. И хотя сад «Эрмитаж» прекрасен и просто сам по себе, каждый год вписывает новую страницу в его славную историю. Здесь хорошо. Это самое московское место отдыха.
Узнать программу мероприятий/концертов, проходящих в Саду "Эрмитаж" всегда можно на официальном сайте.


@темы: Архитектура Москвы

17:03 

Подмосковный Версаль. Архангельское.

S.R.
Фигаро здесь, Фигаро там!

Источник@

Подмосковным Версалем называли современники знаменитое княжеское поместье близ Москвы. И потомки закрепили это название за "Архангельским" - чудом изящества, красоты и благородства даже в окрестностях древней русской столицы, богатых памятниками истории и культуры. Версаль - резиденция французских королей под Парижем, лучший во Франции дворцово-парковый ансамбль в стиле классицизма. По-французски vers - стихи, а verse - искусный. Версаль, конечно, включает в себя эти два понятия. Блистательным образом поэзию и искусство соединило в своем неповторимом облике и наше Архангельское.

Все начиналось с высокого холма над Москвой-рекой, с которого открывались бескрайние заречные дали. Река подступает к холму крутой излучиной, и здесь часто случались оползни. Поэтому и давнюю-давнюю деревушку, тут возникшую в XVI веке, называли Уполозы. Вотчинник Алексей Иванович, владевший в ту пору этими землями, взял себе соответствующую фамилию - Уполоцкий. Последняя представительница этой фамилии вдова Любава Уполоцкая продает сельцо князьям Киреевским, а затем его владельцем становится не менее именитый в российской истории боярин Ф.И. Шереметев. Деревушка уже именуется селом Архангельское, Уполозы тоже - по названию выстроенной тут же на холме деревянной церкви во имя Михаила Архангела.

В переписной книге 1646 года читаем любопытную запись: "За боярином Федором Ивановичем Шереметевым вотчина, что было за Немиром и Григорием Киреевским, село Уполозье, Архангельское тож, а в нем церковь Архангела Михаила деревянна, а у церкви во дворе поп Михайло; да задворных людей два двора конюхов, да деловых людей три двора и один двор пуст. Деревня Захарково, а в ней крестьян 14 дворов да два двора пусты: Парфенка Наумов и Трофим Васильев бежали безвестно в нынешнем году".

Усадьба не меняет своего местоположения и с приходом нового хозяина боярина Я.Н. Одоевского, однако значительно им украшена: появился боярский двор, а при нем оранжереи и плодовый сад. Но самое главное, - на холме, над Москвой рекой, поднялась на месте прежней деревянной очаровательная небольшая каменная церковка, выстроенная талантливым русским зодчим из крепостных Павлом Потехиным. Этот храм во имя Михаила Архангела сохранился по сей день.

История Архангельского - это чередование яркого процветания и почти полного забвения. Так случилось, когда село перешло в 1703 году к представителю древнейшего российского рода князю Дмитрию Михайловичу Голицыну, брату фельдмаршала М.М. Голицына. Этот блестяще образованный государственный деятель эпохи Петра Великого, живя и трудясь в старой и новой столицах, мало интересовался своей подмосковной. В летописях того времени читаем об Архангельском: "А в оном дом прикащика и двое людей, а прочие дворы пусты стоят, дворовые частью умерли, частью заскудели и переведены в другие дворы, один взят в солдаты". Какой уж тут "подмосковный Версаль"!

Однако таковому судьбой предначертано было состояться. После смерти императора Петра II в Петербурге активно стал действовать Верховный тайный совет - высший орган государственного управления, во главе которого стоял его организатор князь Д.М. Голицын. Впервые в истории России "верховники" решают ограничить самодержавную власть и приглашают на трон менее всех имевшую на это прав герцогиню курляндскую Анну Иоанновну, дочь старшего брата Петра I. Вначале она соглашается на все кондиции, то-есть условия "верховников", а затем, вступив на престол, разрывает кондиции, а их создателей сурово карает. Вот в этот-то драматический момент русской истории и оказывается не у дел князь Дмитрий Михайлович, но сие печальное обстоятельство обернулось на благо Архангельскому.

Читать дальше >>>


@темы: Архитектура Москвы

16:13 

S.R.
Фигаро здесь, Фигаро там!

Добавлено 2 новых тега - Архитектура Москвы и Архитектура Петербурга.
Это поможет отделить историю архитектурных сооружений от общеисторических событий в жизни
Москвы и Санкт-Петербурга.


@темы: Новости сообщества

15:07 

Путешествие в Петербург

S.R.
Фигаро здесь, Фигаро там!
  • личные впечатления
  • замечательные фотографии
  • от shuster >>>


    @темы: Точка зрения, Фотографии

    12:18 

    Новости сообщества >>>

    S.R.
    Фигаро здесь, Фигаро там!

    Из раздела История выделены две новых рубрики - "Улицы Москвы" и "Улицы Петербурга".
    Также добавлены 2 аналогичных тега, по которым будет удобно искать соответствующие темы записей.

    Добавлен тег "Новости сообщества", благодаря которому Вы сможете оперативно узнавать все изменения,
    происходящие у нас. :)

    Тег "Новости" во избежание путаницы теперь будет обозначаться, как "Городские новости".


    @темы: Новости сообщества

    11:50 

    Пятницкая ул., Москва

    S.R.
    Фигаро здесь, Фигаро там!

    Источник@

    Пятницкая — не просто одна из древнейших улиц Замоскворечья. Она стала символом этой патриархальной части Москвы, где даже в «лицах» многих домов сохранился мир героев и персонажей пьес А. Н. Островского.


    Именно дух старины вызвал к жизни одну из песен Булата Окуджавы:

    Как мне нравится по Пятницкой в машине проезжать!
    Восхищения увиденным не в силах я сдержать.
    Кораблями из минувшего плывут ее дома,
    будто это и не улица — история сама…

    Начало свое Пятницкая улица ведет от Водоотводного канала, а если точнее — от Чугунного моста через этот канал.
    Михаил Лермонтов в одном из вариантов своей ранней поэмы «Сашка» пишет, что герой его живет в Замоскворечье, в начале Пятницкой улицы:

    Давно когда-то, за Москвой-рекой,
    На Пятницкой, у самого канала,
    Заросшего негодною травой…


    Пятницкая улица находится в той части Москвы, которую исстари называют Замоскворечьем.
    В книге Ю.А.Федосюка «Москва в кольце Садовых» написано: «Эта заречная низменная местность часто заливалась паводковыми потоками. С юга по ней устремлялись к Кремлю орды кочевников, уничтожая все на своем пути огнем и мечом. Но Замоскворечье упорно заселялось и застраивалось, словно назло и воде и пламени».

    Разумеется, богатые люди находили места для жилья понадежнее, а здесь поначалу в курных избах и лачугах обитали люди зависимые, холопы и смерды. Однако с укреплением централизованного Русского государства Замоскворечье стало застраиваться все основательней и плотнее. Кроме полунищих крестьян там стали селиться торговцы и ремесленники: привлекала близость оживленной торговой дороги на Серпухов и Тулу. Особенно же авторитет Замоскворечья укрепился после того, как Иван Грозный расселил в нем стрелецкое войско — надежный оплот и щит Московского государства. Вокруг стрелецких дворов с их прочными избами и большими огородами ширились ремесленные слободы — кадашей (бочаров), кузнецов, кожевников, бойко шла торговля с югом, особенно после падения Золотой Орды. Появились крепкие каменные церкви, одна из них получила имя Параскевы Пятницы, откуда и пошло название Пятницкой улицы.


    Сын Ивана Грозного Федор в 1591 году повелел окружить Москву 14-верстным земляным валом; наконец-то и Замоскворечье получило прикрытие от нашествий иноземных врагов.


    В XVII веке, после освободительной войны с польско-шведскими интервентами, непосредственно коснувшейся и Замоскворечья, роль и влияние здешних ремесленников, торговцев, крестьян в делах Москвы и всего государства заметно усилились. Они принимают активное участие в стихийных восстаниях (Медный и Соляной бунты).


    В XVIII веке на первое место в Замоскворечье выходит купечество, строившее здесь богатые дворы, амбары, лабазы, а затем и фабрики. Этого обжитого района не чуждается и служивое дворянство, украсившее его своими пышными палатами и красивыми особняками. Почти все барские владения в следующем веке переходят в руки купцов. Многие черты жизни московского купечества известны нам по произведениям драматурга А. Н. Островского.


    Современная Пятницкая — одна из интереснейших улиц Москвы и Замоскворечья. Несмотря на относительную узость проезжей части и одностороннее движение, она остается важной транспортной магистралью в исторической, заповедной части Москвы. Будучи первоначально большой и оживленной торговой дорогой, Пятницкая превратилась затем в торговую улицу. Примечательно, что такую черту своей социально-экономической функции улица сохранила на протяжении многих веков и донесла ее до наших дней. Об этом можно судить, например, и по старинным путеводителям. Один из них — известная книга «По Москве: Прогулки по Москве и ее художественным и просветительным учреждениям» под редакцией Н. А. Гейнике и др. — была издана в начале XX века. Вот какие характерные эпитеты употреблены ее составителями в отношении Пятницкой улицы: «Пятницкая — бойкая, шумная, несколько грязноватая торговая артерия Замоскворечья».
    Пройдитесь сегодня по Пятницкой с ее обилием магазинов и лавочек — вы убедитесь, что торговый характер этой улицей сохранен и до самого конца двадцатого столетия.


    Пятницкой церкви (придела), по которой была названа Пятницкая улица, сейчас не существует. Здание это стояло там, где ныне находится наземный вестибюль станции метро «Новокузнецкая».


    @темы: Улицы Москвы

    Красная стрела: Москва - Санкт-Петербург

    главная