Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
12:12 

Петровский парк. Петровский путевой дворец. Храм Благовещения

NADYN
Обходя разложенные грабли, ты теряешь драгоценный опыт
Продолжая копаться в истории района, в котором живу, нашла еще одну интересную статью.


История Петровского парка тянется в глубь веков. Среди историков существует несколько версий о происхождении названия. Собственно Петровский парк, названный от путевого Петровского дворца, был устроен в первой половине XIX века. Согласно традиционной, самой известной версии, Петровский парк был разбит на землях, некогда принадлежавших московскому Высоко-Петровскому монастырю, — той же обители, что дала имя и улице Петровка, на которой она находится.

 (700x525, 95Kb)

Действительно, первое упоминание о местных владениях Петровского монастыря относится к 1498 году, тогда они были весьма внушительными по размерам, доходя до границ Всехсвятского села и до современной линии Рижской дороги. После 1678 года около этих земель появляется село Петровское, когда дед Петра I боярин Кирилл Полуэктович Нарышкин купил у князя Прозоровского соседнее село Семчино, и оно стало именоваться Петровским (будущее Петровско-Разумовское). После стрелецкого бунта 1682 года в нем была возведена вотчинная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла в честь тезоименитства внука хозяина, царевича Петра, которая и дала имя новому угодью Нарышкиных — селу Петровскому. Запечатлелось ли в нем имя бывших монастырских земель, или оно стало полной тезкой соседнего владения Высоко-Петровского монастыря — по этому вопросу и существуют два основных мнения ученых.

Первое гласит, что это были соседи-«тезки», два разных владения с одинаковым названием «Петровское», но с разным происхождением имени. У одного, что было в районе Петровского парка, оно явилось от Высоко-Петровского монастыря. У другого, будущего Петровско-Разумовского — от местной Петропавловской церкви или даже от имени августейшего внука владельца этих мест, по именинам которого освятили церковь. Высказывались разные предположения о том, что Петр I якобы родился здесь, или что Нарышкин назвал свое владение Петровским после рождения царевича.

Согласно другому мнению, село Петровское было единым, в старину огромного размера, на разных концах-крыльях которого возникали разные поселения — и само Петровское, и Петровско-Разумовское и Петровское-Зыково. Столько вариантов одного и того же имени с разными приставками приводит к мысли, что все они — части одного большого целого. Возникновение этих поселений с одинаковым названием в первой части, но с разными окончаниями, было связано с тем, что к тому времени некогда пустынные территории большого монастырского владения стали заселяться и получать свои новые «добавочные» имена. В пользу этой версии свидетельствует тот факт, что село Петровское-Зыково (на территории которого был разбит Петровский парк), основанное в конце XVII века, точно принадлежало Высоко-Петровскому монастырю — и в то время, и после секуляризации 1764 года. Прежде оно называлось только Петровским, и потом запечатлело имя бояр Зыковых, служивших Петру I и обустраивавших это село. читать дальше


Источник

@темы: История

12:11 

Храм Всех Святых на Соколе

NADYN
Обходя разложенные грабли, ты теряешь драгоценный опыт
Колокол храма Всех Святых на Соколе
Сокол. Оскал Кока-Колы — реклама с дом.
Волоком движутся к Войковской визг и вой.
Всполохи в небе — знамение иль неон?
Вдруг слышу колокол, колокол над собой.

Бой — одиночные выстрелы — в воздух, вверх!
Бей! — одиночество выстрадать? — выбить в пух!
Боже — ты слышишь? — ты помнишь о нас о всех?
Больно, что нищий наш дух не у всех — на двух.

Колокол молотом: продано! Где душа? —
если давно уже вынесли всех святых!
Господи, Господи, кто из нас повышал
тридцать серебренников до монет златых?!

Смолкнул малиновый звон, и шоссе крестом —
там, возле церкви, намоленной испокон.
Снова заполнили всё трескотня и стон.
Колокол, колокол, колокол — он по ком?
©Сергей Юдин

Люблю время от времени пополнять свои знания по истории района, в котором живу.
О клинике на улице 8 марта, связанной с именем Михаила Врубеля, уже писала. Теперь вот нашла интересную статью о храме Всех Святых на Соколе


 (448x450, 71Kb)


Имя Сокол теперь носит теперь древнее село Всехсвятское, названное в конце XVII века по местной церкви, освященной в честь всех святых, а вот ее история более туманная. Село, известное с 1398 года, изначально носило имя Святые Отцы. По легенде, здесь стоял мужской монастырь с соборным Всесвятским храмом, а в окрестном лесу в хижинах жили старцы-отшельники.
Мнения ученых расходится. Одни согласны с тем, что здесь действительно до XV века стоял монастырь с храмом в честь всех святых, другие считают, что собор монастыря был освящен в честь VII Вселенского Собора святых отцов, отчего и произошло название села.
Еще одно странное старомосковское прозвище местности – Лужа Отцовская – объясняется очень просто: здесь протекали речки Ходынка и Таракановка, подтоплявшие местность.
Село Святые Отцы упоминается в конце XV века в духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева, двоюродного брата московского великого князя Ивана III, согласно которой он передавал это село с другими угодьями своему сыну. Однако род Патрикеевых скоро оказался в опале, и в начале следующего столетия село отошло в казну. С тех пор его хозяева менялись по воле московского государя. Считается, что какое-то время оно принадлежало Троице-Сергиеву монастырю. А в 1587 году царь Федор Иванович пожаловал село кремлевскому Архангельскому собору.
Далее мнения ученых снова расходятся. Одни считают, что в древнем монастыре, независимо от его посвящения всем святым или VII Вселенскому Собору, точно была деревянная церковь в честь всех святых. После упразднения монастыря она осталась приходской и потом, когда село оказалось в руках нового владельца, боярина И. М. Милославского, была перестроена в камне. Другие предполагают, что монастырь упразднили полностью, а Всесвятская церковь появилась самостоятельно и значительно позднее – в XVII веке. Она и дала новое имя селу, которое после революции изменилось на "Сокол", когда здесь стали строить первый в Москве жилищно-строительный кооперативный поселок. Прежняя традиционная версия гласила, что это название произошло от фамилии местного агронома-животновода А. Сокола, жившего здесь и разводившего на окраине Москвы породистых свиней. Теперь придерживаются другой гипотезы. Современные изыскания установили, что название "Сокол" появилось от московских Сокольников, поскольку именно там сначала собирались возводить кооперативный поселок. А агроном с фамилией Сокол действительно жил в одном из домов Всехсвятского села, и, как ни парадоксально, именно в его доме разместилась контора кооператива "Сокол", что и породило версию о происхождении советского названия местности. Иначе, как игрой истории, это не назовешь.
Местность, в которой появился этот храм, издревле располагалась на главном московском тракте. До времен Петра I здесь проходила важнейшая политическая и торговая дорога на Тверь, Великий Новгород и Псков. С правления Петра ее значение повысилось, поскольку отныне она вела в новую северную столицу. Оттого Всехсвятское село очень много повидало на своем веку. Изначально именно во Всехсвятском была последняя остановка царского поезда перед въездом в Москву на коронацию или другие торжества. Перед тем как в конце XVIII века неподалеку был построен путевой Петровский дворец, деревянный путевой дворец стоял во Всехсвятском, так что храм Всех Святых помнит и Анну Иоанновну, и Елизавету Петровну, и Екатерину II…читать дальше

Источник

Статья размещалась в православном электронном издании, поэтому у нее соответствующий настрой. Но статья интересная, поэтому вырывать из нее какие-то куски я не стала.
А вот церковь на Соколе…
Слышала утверждение о том, что в нее приезжал молиться сам Сталин. Правда, эти сведения не имеют документальных подтверждений, основываясь на словах нескольких прихожан.
Неоднократно слышала от многих живущих людей утверждения, что эта церковь «злая», «плохая». Ее не любят за царящую в ней недружелюбную атмосферу, предпочитая более открытую и доступную церковь в Петровском парке.
У меня самой ни разу не возникало желания хотя бы заглянуть за ограду, дабы увидеть, что там внутри. Обычно мне как историку все интересно. А тут… Идешь мимо и чувствуешь, что атмосфера вокруг церкви неприятная, гнетущая, даже немного пугающе-отталкивающая, несмотря на всю ее богатую и примечательную историю. Хочется побыстрее пройти церковную ограду, не останавливаясь. Даже днем, когда светло.
Хотя все это крайне субъективно.

@темы: История, Точка зрения

15:16 

Санкт-Петербург в графике конца XX века

S.R.
Фигаро здесь, Фигаро там!
Образ Петербурга привлекал многих творческих людей. К этой теме обращались мастера прошлых столетий и современности. Накануне 300-летнего юбилея Петербурга вышел в свет альбом "История и культура Петербурга в графике". В предисловии к нему сказано: "Возрождая традицию коллекционных изданий начала ХХ века, мы завершаем век коллективным выпуском, отражающим тенденции петербургского эстампа 1980-1990-х годов".

Альбом уникален: он составлен из работ мастеров различных поколений - от признанных мэтров до начинающих авторов. И Петербург возникает на листах разный: то парадный и величественный, то убогий, полуразрушенный временем.


Александр Москвичев. Горбатый мост. Офорт, акварель. 1996.



@темы: Искусство

14:45 

Вдогонку праздникам: Новый год в начале XX столетия

S.R.
Фигаро здесь, Фигаро там!

Источник@
Источник@@ (Старый Петербург в новогодние дни)

- Вот, смотрите в оба! Нет хуже в Москве беды, как недостаток воды. Дума дать городу водицы не прочь, но боится, что ей в ступе нечего будет толочь, - кричал на рождественской ярмарке дед-зазывала.

На треноге перед ним стоял раёк – ящик с увеличительными стеклами, сквозь которые каждый желающий мог увидеть «живые» картинки. Одним из таких желающих в канун 1908 года был Василий Качалов: рождественских гуляний не сторонились и знаменитости.

Казалось, что в эти дни на улицах Москвы и Петербурга идёт один большой спектакль с «балаганными представлениями, конкурсными развлечениями, живыми картинами и людьми под личинами», - кричали зазывалы на площадях. Не меньше было веселья в театрах, клубах и кафе-шантанах…

До революции новогодние праздники начинались 25 декабря. В этот день отмечалось Рождество. Выходными днями были 25, 26 и 27 декабря, но фактически праздники продолжались до 7 января – ровно 12 дней, которые принято называть святками.

Самое масштабное празднование Нового года и Рождества проходило, конечно, в Большом театре; здесь устраивались главные елки Москвы: утром для детей, вечером – для взрослых. В этих праздниках принимали участие и артисты других театров.

Один из таких праздников был описан в 1915 году на страницах журнала «Рампа и жизнь»: «Елка для взрослых открылась исполнением гимнов. Каждый гимн сопровождался живой картиной. Россию изображала артистка Малого театра А.А. Яблочкина, Францию – г-жа Каралли, Англию – г. Мордкин, Бельгию – г-жа Гельцер и т.д.

читать дальше


@темы: История, Открытки

14:32 

Серебряная камера - 2006

Источник@

«Серебряная камера» – единственный в России конкурс, который поддерживает фоторепортеров. В Манеж стоит прийти ради того, чтобы увидеть, чем дышит мегаполис, как живут его герои и художники. Здесь представлены десятки серий, посвященных Москве. Опыт показывает, что многие из работ, представленных столичными фотографами, смотрятся намного актуальней любых галерейных изысков. Не на последнем месте и конкурсная интрига – зрители смогут проголосовать за лучшую серию в трех номинациях: «Архитектура», «События и повседневная жизнь», «Лица». Правда, учтите, что все снимки здесь без подписей – чтобы сохранить конкурсную интригу и объективность оценок. И, наконец, лишний раз убедитесь в том, что у «СК» в области фотодокументалистики конкурентов нет, а этот жанр сегодня дорогого стоит.
Выставка продлится до 20 января.
Подробнее на официальном сайте >>>


Адрес: ЦВЗ «Манеж», м. Охотный ряд, Манежная площадь, 1.
Время работы: вт-вс 12.00-21.00.
Тел.: 231-33-25


@темы: Музеи выставки, Фотографии

12:54 

Открытие новой станции метро в Москве

S.R.
Фигаро здесь, Фигаро там!

Источник@

В Московском метрополитене "прибавление": сегодня свои двери для пассажиров открывает новая, 174-я по счету, станция - "Сретенский бульвар".

Как рассказали ИТАР-ТАСС в управлении столичной подземки, эта станция, расположенная на самой "молодой" линии - Люблинской, будет единственной, не имеющей своего выхода в город. "Отсюда можно будет только сделать пересадку на "Тургеневскую" Калужско-Рижской и "Чистые пруды" Сокольнической веток", - уточнили в метрополитене.

Однако "свою главную функцию "Сретенский бульвар" будет полностью выполнять с первых дней работы в полном объеме". "Станция призвана разгрузить работающий сейчас на пределе своих возможностей Таганско-Краснопресненский радиус", - пояснили в управлении. Теперь жители спальных районов юго-востока и юга столицы смогут доехать до востока, северо-востока и юго-запада города, делая всего лишь одну пересадку.

Станцию "Сретенский бульвар", являвшуюся одним из долгостроев московской подземки, украсили художественные композиции с видами Бульварного кольца.

"Изображения, выполненные в виде металлических силуэтных аппликаций, элегантно вписались в полукруглые ниши возле каждого из 30 пилонов станции", - отметили в управлении. Путевые стены и пилоны станции облицованы светлым мрамором, а полы выложены светло-серым и черным гранитом. Визуально "Сретенский бульвар" напоминает станцию "Цветной бульвар" Серпуховско-Тимирязевской линии.

В управлении напомнили, уже 7 января для пассажиров распахнутся двери станции "Строгино", расположенной в одном из самых удаленных от центра спальных районов столицы.


@темы: Городские новости

12:43 

Сегодня открывается станция «Сретенский бульвар»

Обходя разложенные грабли, ты теряешь драгоценный опыт
Станция расположена в историческом центре Москвы и входит в состав пересадочного узла треугольной структуры, расположенного в месте пересечения Люблинско-Дмитровской линии с Сокольнической и Калужско-Рижской линиями.

Из западного торца центрального зала станции осуществляется переход на станцию «Тургеневская» Калужско-Рижской линии. В перспективе отсюда можно будет по эскалаторам подняться в подземный вестибюль, расположенный под Тургеневской площадью в самом начале проспекта Академика Сахарова. Из восточного торца станции сооружен переход на станцию «Чистые пруды» Сокольнической линии (он откроется в январе 2008 года).

Станция «Сретенский бульвар» - глубокого заложения пилонного типа в чугунной тюбинговой обделке расположена на глубине 60 метров. Такая глубина объясняется тем, что трасса линии проходит через центральную часть города с плотной исторической застройкой, под всеми существующими коммуникациями и действующими линиями метрополитена.

Путевые стены и пилоны станции облицованы светлым мрамором. Напольное покрытие платформы выполнено из гранита светло-серого и черного цветов. Между боковыми и средним залами станции - проходы шириной 3,4 метра.

В «Сретенском бульваре» классические традиции прочитываются современным языком, так впервые в отделке станции московского метрополитена будет применена нержавеющая сталь, которая придает знакомой пилонной конструкции новое, свежее звучание. Необычно и художественное оформление станции, хотя его тема традиционна – Бульварное кольцо. Для станции «Сретенский бульвар» народным художником России Иваном Лубенниковым были изготовлены композиции в сложной технике - травленый черный металл с полировкой и покраской. В композициях, установленных в апсидах (полукруглых углублениях) пилонов, пассажиры смогут увидеть как достопримечательности Бульварного кольца (памятники Пушкину, Гоголю, доходный дом страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре), образы, так или иначе связанные с Бульварным кольцом – облака, деревья, птицы.

Сверкающая серебристая сталь пилонов, белый мрамор апсид, серебристо-черные композиции, черно-белый гранит пола, делают центральный зал станции «Сретенский бульвар» предельно графичным. При этом путевые стены отделаны розовым мрамором. Необычно и архитектурное решение пересадок, так специально для эскалаторов «Сретенского бульвара» были разработаны светильники, а граница между стеной и полом, практически отсутствует, благодаря закруглениям – стена плавно переходит в пол. На сводах среднего и перронных залов станции, в залах пересадочного узла и на сводах эскалаторных тоннелей установлены водозащитно-декоративные зонты из стеклопластика белого цвета, повторяющие очертания сводов. Освещение среднего и боковых залов люминесцентное. Светильники в центральном зале устанавливаются за карнизами между пилонами и открыто над центром каждого пилона, в перронных залах – за карнизами водозащитно-декоративных зонтов специальной формы, сообщает пресс-служба Московского метрополитена.

Источник

Есть у Московского метрополитена шансы еще выйти на первое место в мире по своим размерам?

09:59 

В Москве открыт памятник Марине Цветаевой

NADYN
Обходя разложенные грабли, ты теряешь драгоценный опыт


26 декабря в Москве в Борисоглебском переулке прошла церемония открытия памятника Марине Цветаевой. Там же расположен ее дом-музей. Открытие памятника приурочено к 115-летию со дня рождения русской поэтессы. Решение создании в Москве памятника Марине Цветаевой было принято более 15 лет назад, к ее столетнему юбилею.

На открытии памятника заместитель мэра Москвы Людмила Швецова сказала: "Дорогие москвичи, гости столицы, большое спасибо, что вы собрались здесь, вы оторвались от своих дел и от городской суеты, чтобы здесь, в старом московском переулке, открыть памятник самой-самой московской поэтессе". По словам вице-мэра,"москвичи у Цветаевой учились и учатся любить Москву, которую она считала своей, и слова "моя Москва" звучат в ее стихах в различных интерпретациях".

Людмила Швецова напомнила также, что недавно в столице был открыт памятник Ивану Бунину. По ее словам, в Москве продолжат открываться памятники русским поэтам, - "тем, кто прославил навечно русский язык, это дань уважения ярчайшим, талантливейшим личностям, которые были патриотами своей Родины".

После того, как памятник был торжественно открыт, собравшиеся на церемонии почитатели творчества поэтессы возложили к памятнику цветы. Кроме того, рядом с памятником был установлен микрофон, где каждый желающий мог прочесть стихи.

Памятник выполнен по проекту Скульптора Нины Матвеевой и архитекторов Сергея Бурицкого и Александра Дубовского. Конкурс на лучший памятник Марине Цветаевой прошел по инициативе Минкультуры еще в 1993 году, однако установка бронзовой скульптуры затянулась на 14 лет. Монумент представляет собой выполненную в бронзе сидящую фигуру Цветаевой.

Источник


И памятник, судя по фотографиям, вполне достойный. Наверное, таким я себе и представляла :duma2:

@темы: Городские новости, Архитектура Москвы

10:22 

р.Мойка, С.-Петербург


Фото Инге

@темы: Фотографии

15:39 

Китай-город. Москва.

Источник@


(вид площади Варварских ворот и Варварки к Кремлю от Славянской площади):


1я половина XIX в.: башня Варварских ворот с четырёхгранным шатром и водоразборный фонтан. Варварские ворота с проломной аркой на Варварку являлись частью Китайгородской стены, построенной в 1535-1538 для обороны Китай-города - торгового посада возле Кремля. Справа из-за стены выглядывает шпиль храма Иоанна Предтечи (изввестен с 1625; каменный - с 1741).


1884: в 1880 в башне была устроена часовня Боголюбской иконы Богоматери - слева виден деревянный вход-шатёр в неё. Сама икона располагалась в киоте слева на стене башни. Через арку видна типичная двухэтажная московская застройка на Варварке (вывеска на одном из домов - Парикмахерская).


~1909: москвичи в очереди на молебен в часовню у Варварских ворот. Изозчики поджидают своих седоков. Слева возле входа в проломные ворота на месте малоэтажных зданий в 1909 построен большой доходный дом Персиц в стиле модерн с красивой крышей (архитектор Н.И. Жерихов - он же автор известного родильного дома Грауэрмана на Арбате).


VIII.2005: С 1924 по 1994 пл.Варварских ворот называлась площадью Ногина. Доходный дом перестроен. Часовню снесли в 1928. Стена Китай-города и башня сломаны в 1934 (часть стены осталась - кирпичное сооружение слева, над машинами). Огромное белокаменное основание башни Варварских ворот можно увидеть в одном из многочисленных выходов метро "Китай-город". Церковь Иоанна Предтечи справа на Варварке существует, но обезглавленная - в 1920е снесены купола, ограда и колокольня со шпилем. За деревом, примерно в этом же месте, возвышается (пока ещё) знаменитая башня гостиницы "Россия", которая в 2006 доживает свои последние дни.


Под Китайской стеной
В.Гиляровский

Постройка Китайской стены, отделяющей Китай-город от Белого города, относится к половине XVI века. Мать Иоанна Грозного, Елена Глинская, назвала эту часть города Китай-городом в воспоминание своей родины -- Китай-городка на Подолии.
В начале прошлого столетия, в 1806 году, о китайгородской стене писал П. С. Валуев: "Стены Китая от злоупотребления обращены в постыдное положение. В башнях заведены лавки немаловажных чиновников; к стенам пристроены в иных местах неблаговидные лавочки, в других погреба, сараи, конюшни... Весьма много тому способствуют и фортификационные укрепления земляные, бастион и ров, которых в древности никогда не было. Ими заложены все из города стоки. Нечистоты заражают воздух. Такое злоупотребление началось по перенесении столицы в Петербург... Кругом всей стены Китай-города построены каменные и деревянные лавки".
Далее >>>

@темы: История, Улицы Москвы, Архитектура Москвы

15:25 

Панорама Кремля. Москва.

Источник@



"...Сам Кремль не так и изменился - стены и башни по крайней мере. Ну, разве что у Тайницкой башни (3-я слева) была стрельница, т. е. пристройка с воротами, а сейчас ее нет, и Водовзводная башня (крайняя слева) была взорвана французами в 1812 году, а та башня, что есть сейчас, построена архитектором Бове. Интереснее здесь мосты. Видно, почему современный Большой Каменный мост называется каменным, хотя сейчас он примерно такой же, как и его соседи, тот же Москворецкий мост. Потому что его средневековый предшественник (слева) был каменным. Это было серьезное и красивое сооружение, с большой башней на стороне Замоскворечья, защищавшей въезд на мост - как в Праге на Карловом мосту. А тогдашний средневековый Москворецкий мост (справа) состоял из плавающих связанных друг с другом бревен."


@темы: История, Архитектура Москвы

10:18 

Продолжая тему памятников

NADYN
Обходя разложенные грабли, ты теряешь драгоценный опыт
Достаточно интересная статья.

Памятники, которые мы выбираем


Буквально на днях комиссия по монументальному искусству Московской городской Думы подвела итоги своей работы: за последние четыре года депутатам поступило 134 предложения о возведении в столице новых памятников. Из них 61 предложение было одобрено. На основе рекомендаций комиссии, МГД приняла 15 постановлений о внесении изменений в «Перечень предложений о возведении произведений монументально-декоративного искусства городского значения».
Появились памятники воинам-интернационалистам, в том числе павшим в Афганистане, на Поклонной Горе; народному артисту СССР, создателю Государственного академического центрального театра кукол Сергею Образцову; композитору Араму Хачатуряну; народному поэту Республики Белорусь Янке Купале; поэту и писателю Ивану Бунину; первому русскому гвардейцу Преображенского полка Сергею Бухвостову и многие другие. А решение об установке в Москве памятника Мандельштаму и вовсе положило начало новой процедуре установки монументов.
Сначала был проведен конкурс на проект памятника, потом москвичи - как крупные бизнесмены, так и простые люди - собирали на его возведение деньги и перечисляли на открытый Мосгордумой счет. (Кстати, также «по народной подписке» был установлен в 1880 г. памятник другому поэту - Александру Пушкину.) И только после этого из 6 вариантов, дошедших до финала, был выбран один, место для которого нашли в небольшом скверике между домом 5 по ул. Забелина и домом 10 по Старосадскому переулку. Комментируя решение жюри, депутат МГД Евгений Бунимович тогда сказал: «Знаете, что еще, кроме памятника достойному человеку, мы получили? Цивилизованную модель установки монументов, передаваемых в дар Москве».
Действительно, «пристраивать» на городские улицы монументы - большая проблема. Столица привыкла принимать дары от настойчивых скульпторов или от братских государств, которые прославляли своих героев на наших улицах. В связи с этим Мосгордумой был подготовлен целый ряд предложений по улучшению закона №30 «О порядке возведения в городе Москве произведений монументально-декоративного искусства городского значения» (он устанавливает единый порядок принятия решений о появлении памятников в городе). В частности, стоит изменить статью по возведению даров городу Москве, согласно которой Комиссия по монументальному искусству МГД рассматривает предложения и дает свои заключения о целесообразности включения монументов в Перечень новых памятников (решение об установке, как и раньше, принимается мэром Москвы Юрием Лужковым). Ведь от подарков не принято отказываться, однако, далеко не все они могут украсить улицы, площади, парки и другие общественные места. читать дальше

Источник

С одной стороны, не буду скрывать, мне достаточно близка мысль о том, что чем больше памятников украсит наш город, тем лучше. С другой стороны, мне далеко не безразлично, как выглядят эти памятники, где именно они расположены (тыкать памятник в том месте, которое никакого отношения к человеку, «увековеченному в бронзе», не имеет, по-моему, просто нонсенс) и насколько удачно они гармонируют с окружающими их зданиями. Лепить памятник «абы где» тоже не дело.
Не отношусь к тем максималистам, которым не нравится любой из памятников, возведенный недавно, и уж тем более не отношусь к тем, кто ругает любой памятник, установленный после революции. Мне и Достоевский у Ленинки нравится, и Александр II у храма Христа Спасителя. И плеваться хотелось, когда особо одаренные любители исторической справедливости предлагали снести памятник Марксу и поставить памятник Николаю II.
Но еще больше хочется плеваться от большей половины современных проектов памятников. После конкурса на памятник Ельцину и фотографий победившего (народным голосованием, кстати) проекта, начинаешь понимать, что Шемякин и Церетели – еще далеко не самое страшное. И если соответствующим структурам придется ломать голову над тем, куда бы такие шЫдевры влепить… Жалко улицы Москвы и москвичей с консервативным вкусом, к коим и я сама отношусь.
Понятно, что и таким проектам памятников нужно дать реализоваться. Свобода творчества – это хорошо. Возможно, парк-музей с памятниками-дарами городу был бы наилучшим выходом из положения. Только верится с трудом, что до реализации подобной идеи дойдут.

@темы: Точка зрения, Архитектура Москвы

09:43 

Впервые отреставрируют памятник Минину

NADYN
Обходя разложенные грабли, ты теряешь драгоценный опыт
 (700x557, 84Kb)

На реставрацию установленного на Красной площади памятника Минину и Пожарскому понадобится два года.

Столь длительный срок связан с сезонностью работ, сообщил РИА "Новости" зампредседателя комитета по культурному наследию Москвы Александр Филяев. Работы начнутся в 2008 году.

"Памятник Минину и Пожарскому был поставлен в 1818 году лицом к Красной площади. После того, как его передвинули к собору Василия Блаженного, была нарушена система стока воды. Монумент находится в ветхом состоянии, поэтому первым этапом работ в этом году стало его обследование и составление рекомендаций по его дальнейшему восстановлению", – рассказал Филяев.

Источник

Лично у меня в голове крутится лишь одна мысль: «Лишь бы не испортили».

@темы: Городские новости

16:26 

В Москве выставлен на продажу знаменитый «дом-яйцо»

Источник@

Газета International Herald Tribune признала дом на улице Машкова, выполненный в стиле яйца Фаберже, самым необычным объектом московской недвижимости. Здание было построено в 2002 году, а сейчас оно выставлено на продажу.


Уникальное строение продается за $10 млн., пишет NEWSru.com. Расположенный в элитном районе Чистых прудов, "дом-яйцо" считается жилым помещением, но за те 5 лет, что он существует, в нем никто постоянно не жил.


Сотрудник московской компании Delight Realty Валентина Солохина считает, что для проживания "дом-яйцо" не совсем годится: "Скорее это игрушечный домик. Место, куда можно ненадолго заглянуть, провести некоторое время, где можно принять партнеров по бизнесу".


Площадь здания - 345 кв. метров, в доме 5 комнат, а основа выполнена из металокаркаса. Окна выходят на все четыре стороны, а под зданием находится подземная парковка.

"Дом-яйцо" был создан архитекторами Сергеем Ткаченко и Олегом Дубровским.


@темы: Городские новости, Архитектура Москвы

13:12 

Улица 8 Марта, д. 1. Врубелевская ограда и Сказочные ворота

NADYN
Обходя разложенные грабли, ты теряешь драгоценный опыт
«Лечебница доктора Усольцева состояла из двух скромных деревенских домиков, расположенных в небольшом парке, в пустынном переулке, около Зыкова. Была еще зима, везде лежал снег, кругом было безлюдно. Внутри дома оказались простенькие комнаты, со стенами без обоев, с рыночной мебелью, не впечатления «больницы», но все же было неуютно и не живо.
Д-р Усольцев, знакомый всей Москве завсегдатай всех «премьер», человек поразительно живой, интересный, но со странно сумасшедшими глазами, пригласил подождать минутку. Вот отворилась дверь, и вошел Врубель».
(В. Брюсов)




6 марта 1903 года в Москве в окрестностях Петровского парка, где располагались загородные дачи, открылась частная лечебница-санаторий для нервно- и душевнобольных и алкоголиков, поразившая москвичей своей необычностью. Врач-психиатр из Костромы Федор Арсеньевич Усольцев и жена его Вера Александровна приобрели два одноэтажных деревянных флигеля, радикально перестроили их (Федор Арсеньевич сам чертил планы), потом взялись за обустройство сада, привели его в порядок, проложили дорожки для прогулок и… открыли «санаторию» для умалишенных. «Весь строй лечебницы приноровлен к условиям обычной семейной жизни», - писали в газетах. И это было правдой.

По замыслу доктора, больной попадал не в медицинское учреждение со строгими правилами, а в обычный дом – в гости к семейству Усольцевых. По вечерам в гостиной устраивались беседы и концерты, днем больные могли свободно гулять, заниматься своими делами, общаться с доктором. Ничто не должно напоминать человеку о болезни – это и был основной принцип лечения. Весьма эффективного, кстати. Недаром, несмотря на высокую плату (150 рублей в месяц за «санаторию» против всего трех рублей, которые брали в государственных больницах) отбоя от пациентов не было. Особенно широкую известность усольцевская больница обрела в литературно-художественных кругах. Доктор Усольцев был дружен с Гиляровским, Васнецовым, Бенуа, Лансере, Коровиным, Поленовым и многими другими.

В 1904 году в клинику доставили пациента в столь буйном состоянии, что его с трудом могли удержать четверо санитаров. Федор Арсеньевич потом напишет в своих воспоминаниях:

«Я видел его на крайних ступенях возбуждения и спутанности, болезненного подъема чувства и мысли, головокружительной быстроты идей, когда телесные средства не поспевали за их несущимся вихрем. И он все-таки творил. Он покрывал стены своего домика фантастическими и, казалось, нелепыми линиями и красками. Он лепил из глины и всего, что попадало под руку, чудовищно-нелепые фигуры. Но стоило прислушаться к его речам, вникнуть в них, — и нелепость, казалось, исчезала. Были понятны эти обрывки, не поспевавшие за своим неудержимо несущимся, но ярким образом».
Пациентом частной лечебницы Усольцева был Михаил Врубель.

читать дальше

Источник

Это из серии «Удивительное рядом».
Живем недалеко… Сколько раз проезжала или проходила вдоль забора больницы, сосчитать сложно. Хотя поводом для чернушных шуток наличие психиатрической больницы на улице 8 марта служило всегда.
О том, что в больнице когда-то лечился Врубель, и что с его именем как-то связан ее забор, я знала, но подробной информации об этом факте мне никогда не попадалась.
Забор и главные ворота меня никогда не впечатляли. Как оказалось, их перестройки я даже не заметила. По-моему, вообще ничего не изменилось.
Хотя тот факт, что их строил Шехтель по эскизам Врубеля, интригует. В любом случае, статью прочитала с огромным интересом.

@темы: История, Архитектура Москвы

17:23 

Петербург Евгения Ухналева

Ряд работ Евгения Ухналева, ведущего художника и архитектора Эрмитажа на протяжении многих лет, а точнее его проникновенную графику, можно увидеть на страницах этого дневника.


@темы: Искусство

15:05 

Курочка-ряба в Париже

Источник@

Художественная композиция «Курочка – ряба» будет установлена в мае будущего года на станции «Мадлен» (Madeleine) самой современной линии парижского метро – «Метеор» (Meteor) в ответ на подарок французских коллег: в ноябре прошлого года в Москве открылся новый вестибюль станции метро «Киевская», дизайн которого повторяет оформление входов в парижскую подземку, спроектированных в стиле Ар Нуво знаменитым французским архитектором первой половины 20 века Эктором Гимаром.

Проект витража «Курочка-ряба» разработан художником Иваном Лубенниковым, он автор мозаики нового вестибюля станции «Маяковская», а также художественного оформления станции «Сретенский бульвар», которая откроется в декабре этого года. Полукруглый витраж размером 3 на 6 метров будет выполнен из черного полированного металла с вставками из цветного стекла и внутренней подсветкой. Иван Лубенников, обыграв стилистику русского лубка, собрал фигуру Курочки-рябы из артефактов, которые, по его замыслу, должны представлять Москву и Россию. В центре фигуры расположен один из самых знаменитых символов русского искусства – «Черный квадрат» Малевича, по сторонам от квадрата в художественном беспорядке разбросаны кремлевские звезды и купола храма Василия Блаженного, одна голова двуглавого орла, самовар, спутник, серп и молот.

Витраж станет своеобразным окном в Россию, пусть и ненастоящую, а сотканную из мифов и стереотипов скорее французского, нежели российского общественного сознания. Зато для французов витраж станет легко читающимся занимательным ребусом. Есть у витража и познавательный элемент: пассажиры парижского метро смогут прочитать краткое изложение русской сказки, написанное на золотом яйце.

@темы: Креатив, Архитектура Москвы

15:55 

Как появились булки с изюмом

S.R.
Фигаро здесь, Фигаро там!

Источник@

Это случилось в Москве, во второй половине ХІХ века. Жил на Тверской известный всей Белокаменной булочник, Иван Филиппов. Его калачи, сайки, свежий черный хлеб и пироги с начинкой расхватывали все, от студентов до тайных советников.

Ароматные изделия Филиппова отправляли даже в Петербург, к царскому двору. Пробовали столичные булочники подражать, да куда там! Семья императора признавала лишь филипповскую сдобу...

Но в Москве на ту пору был свой «царь», грозный генерал-губернатор Закревский. Перед ним трепетали все. Филиппов каждое утро отсылал диктатору свежайших булочек к чаю. И вдруг — Закревский срочно потребовал булочника к себе. Тот явился. Генерал-губернатор с порога сунул в лицо Филиппову разломленную сайку: «Это что такое?!» Булочник с ужасом увидел в тесте... запеченного таракана.

Но быстро пришел в себя, схватил насекомое — и съел. «Изволили ошибиться, ваше высокопревосходительство! Это изюминка-с...» Когда же Закревский высказал сомнение, — бывают ли булки с изюмом, — Филиппов опрометью бросился в свою пекарню, где, к изумлению пекарей, опрокинул в белое тесто ведро кишмиша...

С тех пор и появились на свете булочки с изюмом. На следующее утро их ел и похваливал Закревский, затем — вся Москва. Едим и мы. А начиналось все с таракана...


@темы: История

11:16 

Памятные места: Монументальной тропой

Источник@

Считается, что самые замечательные и знаковые памятники на территории России появились в XVIII в.: «Медный всадник» в Питере, «Минин и Пожарский» Ивана Мартоса и опекушинский Пушкин в Москве, а также микешинский «Памятник тысячелетию России» в Новгороде. И пошло-поехало. Увы, на всех не угодишь. Многие, «кому не врезаться ни в бронзу, ни в гранит, ни с саблей на коне, ни с книгой в кресле», заслуживали бы этого, а другие…

Количество рукотворных

Памятники бывают бронзовые и чугунные, глиняные и гипсовые, мраморные и гранитные, медные и деревянные и даже шоколадные. А уж объекты, в честь которых монументы ставятся, просто не сосчитать. Хотя специалисты сходятся во мнении, что на территории Москвы установлено более 3000 памятников.

По официальной переписи 2002 г., которая была проведена под руководством председателя комиссии по монументальному искусству Москвы, кандидата архитектуры Сергея Петрова, только персоналиям в городе посвящено около 600 скульптур. Из них Ленину — более 80, а его жене Крупской — четыре.

Пушкину, хоть он и считается «вождем» современного русского языка, конечно, далеко до вождя мирового пролетариата, но и ему скульпторы разных времен соорудили добрую дюжину монументов. Дважды отдали должное и его возлюбленной Наталье Гончаровой. По два памятника в Москве — Гоголю, Толстому, Лермонтову. А также двум персональным собакам, взобравшимся на постамент на ст. м. «Площадь Революции» и «Менделеевская».


Читать далее >>>


@темы: Архитектура Москвы, Архитектура Петербурга

13:45 

Ильф - фотограф?

Источник@

15 октября исполнилось 110 лет со дня рождения знаменитого писателя Ильи Ильфа.
Спустя десятилетия оказалось, что прославленный автор романов об Остапе Бендере был фотографом не меньше, чем писателем. О втором таланте стало известно совершенно случайно - когда дочь Ильфа нашла негативы фотографий.

Александра Ильинична Ильф никогда не предполагала, что однажды в своей крошечной московской квартире она обнаружит настоящий клад. И не в 12 стуле, а в глубине собственного шкафа.

Александра Ильф, дочь И.Ильфа: "Там, в углу лежала вот такая вот пачечка, перетянутая такой резиночкой, маленьких темных таких совершенно невнятных фотографий, которые сколько я не рассматривала, я не могла найти ничего, что мне что-то напоминало бы".


В 37 году, когда Ильи Ильфа не стало, его дочери было всего 2 года. Поэтому ничего ей не сказала и другая домашняя находка - стеклянные негативы. Вот сохранившиеся в доме галстуки отца. Те же самые она обнаружила на одном из снимков. Следующее открытие - оказалось, что события, отмеченные Ильфом в его записных книжках, полностью соответствовали фотосюжетам. Сомнений не оставалось: автор ее отец. Поэтому когда Александра Ильинична впервые разложила перед экспертом стеклянные негативы, тот потерял дар речи.

Алексей Логинов, историк фотографии:"Я думаю, что если б меня тогда снимали, все фотографии были бы с разинутым ртом. Потому что я к тому моменту уже повидал огромное количество фотографий и многих авторов. И меня было, казалось, нечем удивить!"

В результате совместных поисков удалось выяснить многое - даже то, откуда у Ильфа взялась фотокамера.

Евгений Петров однажды с саркастической грустью пожаловался: "Было у меня на книжке 800 рублей, и был чудный соавтор. Я ему одолжил свои 800 рублей на покупку фотоаппарата. И что же? Нет у меня больше ни денег, ни соавтора. Он только и делает, что снимает, проявляет и печатает. Печатает, проявляет и снимает".

Ильф печатал по ночам в ванной комнате своей коммунальной квартиры. Из-за этого сумасшедшего увлечения на год была отложена работа над книгой "Золотой теленок". Эти изображения, запечатленные Ильфом из окна своей комнаты, оказались сенсацией наших дней. Ведь до сих пор считалось, что существует единственная съемка взрыва Храма Христа Спасителя, сделанная кинооператором Микошей. Теперь - еще и фотографом Ильфом.

Алексей Логинов: "Судя по тому, как описано, как он это все снимал, он снял это так, чтоб это не видно было вообще с улицы - вот он уже тогда чувствовал, что это вообще-то говоря, съемка запрещенная". Установлено, что этот ильфовский снимок окажется последним в жизни Маяковского, на похоронах которого потом стояли растерянные писатели Олеша, Булгаков и Катаев - это, благодаря Ильфу, теперь тоже установлено. Сам увлеченный фотограф, еще не будет знать, что смертельно болен туберкулезом легких, когда со своим другом Петровым они отправятся в путешествие по Америке - там тоже будут сделаны более тысячи кадров. И только спустя 70 лет после его смерти вдруг выясниться, что кроме Ильфа-писателя, его остроумного пера и 12-того стула, был еще один Ильф. Запечатлевший жизнь скорее грустную, чем смешную. Сжатую до размеров 9 на 6.

Видео репортаж >>>
Второй материал на эту тему >>>


@темы: Persona grata, Фотографии

Красная стрела: Москва - Санкт-Петербург

главная